Наилучшая инвестиция

Человеку свойственно стремление к расширению своего удела в мирской жизни. Ради этого люди стремятся строить хорошую карьеру, найти высокооплачиваемую работу, добиться дополнительных источников дохода. Ничего предосудительного в этом нет, ибо эти стремления – естественное состояние нафса, и даже при соблюдении определённых шариатских условий соответствуют Сунне Пророка (мир ему и благословение). Об этом свидетельствует диалог Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и 'Амра ибн аль-'Аса. Пророк (мир ему и благословение) сказал ему однажды: «...Поистине, я желаю, чтоб ты обрёл благое имущество». 'Амр ибн аль-'Ас сказал: «О Посланник Аллаха, я принял Ислам не ради имущества, а ради Ислама и ради того, чтобы быть с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О 'Амр! Это прекрасно, когда у праведного человека благое имущество».

Однако, как часто мы наблюдаем, стремления людей к богатству не всегда увенчаются успехом. Это, несмотря на то, что в современном технологическом мире имущества куда больше, чем количество людей. Распредели поровну все материальные достижения цивилизации, ни одного обездоленного не останется. В этом контексте можно даже говорить о том, что эра Золотого века совсем близка. Несмотря на это, недовольных своим материальным положением, даже голодающих людей несметное множество.

Почему же люди, вопреки безудержному стремлению к богатствам, зачастую не могут достичь своих целей? Сама постановка вопроса уже предполагает ответ: средства к существованию предоставляет Всевышний Аллах и одного усердия в этом плане недостаточно. Аллах же обещает людям пропитание, в Своём верном руководстве, ясно указывает на методы приобретения благого удела, сулит увеличивать имущество при определённых условиях. А то, что обещал Создатель, непременно сбывается, ибо (смысл): «Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает обещания!» (Коран, 39:20) и в другом аяте (смысл): «Обещание Аллаха истинно. Он – Могущественный, Мудрый» (31:9). Человеческому же роду следует внимательно изучить обещания Творца и следовать по тому курсу, куда направляет Мудрый наставник. Всевышний же, порицая алчность и скупость, призывает людей быть щедрыми, делиться с нуждающимися имуществом ради довольства Аллаха.

Милостыня (садака) в угоду Всевышнего – это одно из прекрасных проявлений богобоязненности и благодарности, так как только богобоязненные и благодарные рабы могут делиться благами, которыми одарил их Дарующий, с теми, кто лишён их. Одновременно милостыня – это наилучшая инвестиция, которая окупается сторицей, это гарантированное умножение прибыли, причём доходность от милостыни обеспечивается в обоих мирах. То богатство, которое у нас в руках, оно уходит, или уходим мы, оставляя в наследство свои дома, деньги, автомобили – всё накопленное за всю жизнь имущество. С этой точки зрения оно сиюминутно, ведь, какой бы долгой не была наша жизнь, она скоротечна. А богатство будущей жизни обеспечивается делами раба в этом мире, потому инвестировать в Рай и добиться вечного блага – это мечта каждого праведного человека. Передают со слов Ибн Мас‘уда, что однажды Пророк (мир ему и благословение) спросил людей: «Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё богатство?» Они сказали: «Нет среди нас такого, кто не любил бы своё собственное богатство больше». Тогда он сказал: «Но, поистине, богатством каждого является то, что он потратил (на благие дела, на пути Аллаха), а то, что он отложил, является богатством его наследника!» (аль-Бухари).

Любовь к тратам на пути Аллаха возвеличивает человека, делает его сердце мягким, помогает заработать большое вознаграждение, приближает к Раю, защищает от Ада. Одно из интересных и даже чудесных свойств милостыни – садака не уменьшает имущество, а наоборот, увеличивает. Аллах говорит (смысл): «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования» (2:276), «Пример тех, которые расходуют свои имущества на пути Аллаха, как пример зерна, которое (было посажено в хорошей земле и которое) вырастило семь колосьев, в каждом колосе сто зёрен. И Аллах увеличивает (награду), кому пожелает (в соответствии с его верой и чистотой намерения). Поистине, Аллах объемлющ, знающ!» (2:261), «Скажи (людям) (о, Посланник): “Поистине, Господь мой (по Своей мудрости) уширяет удел кому пожелает из (числа) Своих рабов, и ограничивает (удел) для него (в другой раз)!” Если вы израсходуете что-нибудь (из вашего имущества) (на те цели, что Он повелел вам), (то) Он возместит это (дав другое имущество в этом мире и даровав награду в Вечной жизни); и (ведь) Он – лучший из дающих удел (и Он дарует удел оттуда, откуда вы и не ожидаете)!» (34:39).

Это прекрасное обещание Милостивого Создателя, и мусульманин не должен остаться глухим и равнодушным этому заверению, ибо в нём есть большое благо. Хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тоже разъясняют нам, какую выгоду можно получить, пожертвовав на пути Аллаха своё имущество. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Я клянусь вам Аллахом о трёх вещах: что имущество никогда не уменьшится по причине милостыни; что человека, который простит тому, кто поступил по отношению к нему несправедливо, Аллах Всемогущий обязательно возвеличит за это; и что, если человек откроет врата для просьб у людей, то Аллах откроет для него врата нищеты!»

Щедрость – это качество пророков. Вспомним пророка Ибрахима (мир ему), который не садился за стол без гостей, если гостей не было, он выходил искать их.

Щедрые мусульмане в течение своей жизни многократно становятся свидетелями того, каким чудесным образом воплощается в жизнь обещание Всемогущего Творца. Как только раб расходует ради довольства Всевышнего своё дозволенное имущество, Аллах открывает перед ним врата изобилия, нередко удел даруется оттуда, откуда раб даже не ожидал. А то, что ожидает нас в будущей жизни, конечно, милее того что мы уже получили в этом мире. Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что он слышал, как Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми». Пожертвовать на пути Аллаха не сложно, однако нужно соблюдать важные условия: во-первых, имущество должно быть дозволенным (халял), во-вторых, дающий милостыню раб должен быть искренним. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Аллах не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Аллах принимает его по Своей справедливости, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (аль-Бухари, Муслим). В общеизвестном хадисе о семерых, которых Аллах укроет с Своей сени в День Страшного Суда, упоминается человек, скрыто дающий садаку: «... и человек, который сделал добровольное пожертвование и скрыл его...».

Увеличение имущества путём раздачи милостыни – это неизменный закон Всевышнего, его обещание. Это поняли многие немусульмане и пользуются этим методом обогащения регулярно. Вот что пишет в своей книги «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки: «Я абсолютно убеждён, что принцип обратимости реально действуют, и я даю то, что хочу получить. Я хочу денег, и я даю деньги, которые возвращаются ко мне в тысячекратном размере. Я хочу осуществить продажу, и я помогаю кому-то ещё что-то продать, и ко мне приходит удача в продаже...

… Бывают времена, когда я даю, но ничего не получаю обратно или же получаю не то, на что рассчитывал. При ближайшем рассмотрении я вижу, что в подобных случаях я часто даю, чтобы получать, вместо того, чтобы бескорыстно давать».

Мусульманин же, искренне желающий довольства Всевышнего и скрыто дающий милостыню, никогда без ответа не останется. Прекрасен ответ Всевышнего в этом мире, а какова же награда Аллаха в будущей жизни, воистину, милостыня – это наилучшая инвестиция, это вечное богатство.