Покаяние и просьба о прощении - пути к успеху

В предыдущей статье мы говорили о таухиде и богобоязненности, как о ключах успеха для потомков Адама (мир ему) и в этом мире, и в последующей жизни. Констатируем же ещё раз: без единобожия и богобоязненности человек в убытке в обоих мирах. Всевышний Аллах выдвигает эти два неизменных и непременных условия, как решающие во всех аспектах человеческого существования. Без них нельзя добиться благодати в этом мире и милости Всевышнего в последующей жизни. Аллах говорит (смысл): «А если бы обитатели (тех) селений уверовали бы (Истинной Верой) и остерегались бы (наказания Аллаха), (то) Мы, непременно, открыли бы им благословения с неба и земли . Но однако они отвергли (Мои Писания и Моих посланников), и Мы схватили их (наказанием) за то, что они приобретали !» (сура «Араф», аят 96). Следовательно, наказание Всевышнего постигает человека за неверие и за грехи.

Однако даже искренне верующие мусульмане  также испытывают невзгоды в этой жизни, бывают такие периоды, что кажется благодать навсегда покинула нас, испытания следуют одни за другим. Это тоже великая Милость Аллаха, со своей Величайшей Мудростью только Он знает, что лучше для раба, в чём есть польза, а что таит в себе опасность. Человеческая же душа настроена так: зачастую она забывает скоротечность и мимолетность жизни, хочет чтоб блага этой жизни продолжались непрерывно. Всевышний Создатель отмечает это и предостерегает нас в Своём верном руководстве: «Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь лучше и дольше» (87:16-17).

Нафс человека подталкивает его к стремлению к бесчисленным благам, изнеженная же мирскими благами душа склонна к забывчивости, забывчивость подталкивает к грехам. В душу вкрадываются такие пороки, как гордыня и бахвальство, сатана своими наущениями пытается сбить человека с прямого пути. Однако Творец не оставляет Своего верующего раба без опеки. Жизненная ситуация меняется к противоположному, меняется до такой степени, при которой потомок Адама (мир ему), опечаленный тяготами тленного мира, вдруг начинает вспоминать своего Благодетеля. Интенсивными и искренними мольбами, просьбами о помощи обращается к Творцу, кротость и смирение вновь возвращаются в душу. Ощущая свое бессилие, раб Аллаха лучше понимает, что «нет силы и мощи, кроме как у Аллаха».

В испытаниях и наказаниях заключается Великая Милость Всевышнего, ибо они очищают наши души, вместе с ними Аллах посылает нам терпение. В хадисе Пророка Последнего Времени (мир ему и благословение Аллаха), пересказанном Са‘дом ибн Абу Ваккасом (да будет доволен им Аллах), разъясняется суть мирских испытаний: «Самые тяжёлые испытания выпадают на долю Пророков, а потом — самых достойных после них. Человека постигают испытания в зависимости от его веры: если вера твердая, то испытания велики, а если в вере есть слабина, то они соответствуют степени веры. Испытания не отпускают раба, пока он не будет шагать по земле безгрешным» (ат-Тирмизи).  Негоже и неприемлемо потомку Адама сетовать на судьбу, когда самые праведные рабы — Пророки проходят через тяжелейшие испытания.

Всевышний же Аллах в своих аятах даёт нам ясно понять, отчего удары судьбы ставят нас в неловкое положение: болезни, гонения, материальные лишения и неудачи в личной жизни следуют одна за другим. «А что постигает вас (о, люди) из несчастья (в этом мире), (то это) за то, что обрели ваши руки , и (при этом) Он (ещё) прощает многое». (Коран (смысл), 42:30). «Что постигло тебя (о, человек) из хорошего, то (это) – от Аллаха , а что постигло тебя из плохого, то (это) – от самого себя » (Коран (смысл), 4:79).

Всевышний не обещал беззаботную, беспечную, сытую жизнь в этом мире, мы время от времени покидаем зону комфорта, воздаяние за грехи неизбежно: «...Мы (непременно) испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, (в) душах и (в) плодах, – и обрадуй терпеливых (тем, что их в итоге ожидает большое благо в этом мире, и в Вечной жизни)...» (Коран (смысл) 2:155), однако Аллах прощает нам многое.

Безграничная Милость Всевышнего проявляется и в том, что он открыл и оставил открытыми перед грешившим рабом врата покаяния (тауба) вплоть до Судного дня. Это величайший путь спасения от мирских напастей и от наказания в ином мире, и мусульманин должном образом должен обратить внимание на эту Милость Создателя, ибо (смысл): «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» («аль-Бакара», 2:222).

Во многих аятах Корана Всевышний Аллах Своим словом обещает каявшимся рабам спасение от материальных тягот, изобилия в имуществе, благодать (баракат), говоря: «Молите у вашего Господа прощения, ибо Он – прощающий. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь, поддержит вас имуществом и детьми и предоставит вам сады и реки» (Коран (смысл) 71:10-12), «О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а потом раскайтесь пред Ним, и Он ниспошлёт вам с неба обильный дождь и умножит многократно вашу силу. Так не отступайтесь же грешниками» (Коран (смысл) 11:52). Это достаточно сильные доводы для мусульманина.

Покаяние (тауба) и просьба о прощении (истигфар) — единственно верные пути для раба, оказавшегося в затруднительном положении, которые одновременно являются и путём спасения от гнева Всевышнего в Судный день. В сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мы тоже находим призывы к очищению через покаяние и обещание благого спасения от лишений и  трудностей, от наказания Всевышнего в этом и ином мире через многократные просьбы о прощении. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек не перестаёт языком просить прощение (истигфар), Всевышний Аллах покажет ему выход из любой сложной ситуации, пожалует избавление от каждой печали и дарует пропитание таким путем, каким тот и не ждал». Абу Муса (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах ниспослал мне два обещания (о безопасности) для моей общины:

Но Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними. Аллах не станет наказывать их в то время, когда они молят о прощении” (Коран (смысл) 8:33).

Когда я покину вас, я оставлю (второе обещание о безопасности от гнева Аллаха) – просьбу о прощении (истигфар) до Судного дня» (ат-Тирмизи).

Праведные мусульмане придерживались именно такого пути. Душа, согрешившая под влиянием нафса, всегда обретает счастье только через искреннее покаяние. Это универсальный рецепт для спасения. Праведники всегда умело пользовались этим рецептом и предложили его всем обращающимся за советом. Притча о Хасане аль-Басри, которую знают многие мусульмане, тоже об этом.

Однажды к досточтимому Хасану аль-Басри пришли четыре человека. Один из них жаловался на засуху, второй – на бедность, третий – на распущенность детей, четвертый – на то, что его поле не даёт урожай. Великий праведник (вали) посоветовал каждому из них просить прощение (истигфар).

Присутствующие спросили: «Наш господин, эти люди обратились к вам с разными бедами, но вы посоветовали им одно и тоже средство».

Досточтимый Хасан аль-Басри ответил им, прочитав с 10-ого по 12-й аяты суры «Нух».