Али Джума о чествовании мавлида Пророка

Именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, и лишь к уверовавшим – в День Суда! Благословение и приветствие нашему Господину, Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем его последователям.

Мы отвечаем на вопросы, которые получаем от вас. Среди них был и следующий вопрос: «Можно ли отмечать мавлид Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или же это является запретным новшеством?»

Ответ: Празднование благочестивого мавлида Пророка (мир ему и благословение) дозволено по Шариату. И в пользу этого существует религиозная основа, хотя это и не было распространено в той форме, которая практикуется сегодня, принеся счастье и радость детям и угощая членов семьи различными сладостями, как это происходит в Египте, Сирии, Турции, Индонезии и в других мусульманских странах. Или поминая Аллаха, пречист Он и Всевышен, или занимаясь уроками, благодаря которым мы можем извлечь для себя поучение и назидание из высокочтимой сунны, или многократно благословляя в эти времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Всё это не было традицией мусульман до короля аль-Музаффра. Когда к власти пришёл король аль-Музаффар, он спросил у учёных-богословов о том, что он желает проявлять радость Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) посредством мавлида.

И тогда учёные-богословы написали для него книги, в которых обосновывали дозволенность празднования мавлида и привели шариатскую основу в пользу этого. Среди них был и Ибн Дихья. А впоследствии о праздновании мавлида написал имам Ибн Хаджар, а также имам ас-Суюти написал книгу «Аль-Максид фи амали аль-мавлид», в которых авторы также привели доводы в пользу дозволенности отмечать день рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение),

Среди этих доводов и следующее. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отмечал день своего рождения путём соблюдения поста. Когда его спросили о причине его поста в понедельник, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это день, в котором я родился», как будто он чествовал этот день в знак благодарности за своё рождение.

Пророк (мир ему и благословение)  отмечал день своего рождения, зарезав двух барашек, с большими рогами в качестве жертвы (акика) за своё рождение.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он обнаружил, что тамошние иудеи постятся в день Ашура. Он спросил о причине их поста, и они ответили: «Это день, в котором Аллах спас пророка Мусу (мир ему)». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы (мусульмане) ближе, имеем больше прав на Мусу (мир ему), чем вы» и так же стал соблюдать пост в этот день и повелел это своим сподвижникам. И в день Ашура пост соблюдался таким образом до тех пор, пока Всевышний не предписал мусульманам пост в месяце Рамадан. Когда же мусульманам был вменён в обязанность пост в месяце Рамадан, они оставили обязанность соблюдения поста в день Ашура, который с тех пор стало уже сунной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) даже говорил о посте в день Ашура: «Тому, кто будет поститься в день Ашура, Аллах простит грехи за предыдущий год». Он также отмечал: «Того, кто проявит щедрость к своей семье в ночь или день Ашура, Аллах одарит обильным уделом в течение всего года».

Пророк (да благословит его Аллаха и приветствует) отмечал знаменательный день, когда Всевышний Аллах помог пророку Мусе (мир ему) и спас его от Фараона, и следовательно, нам также следует чествовать дни Аллаха, ибо Всевышний сказал: «И напомни им о днях Аллаха» (сура «Ибрахим», аят 5).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал отмечать дни победы, ибо они из дней Всевышнего Аллаха. Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) зашёл к нему, то обнаружил его спящим, а в это время у него находились две наложницы, которые играли на бубне и пели песню про Буас. Буас – это сражение, которое произошло между жителями Медины и их врагами. В этой битве победу одержали жители Медины из числа племён Авс и Хазрадж. И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Оставь их, о Абу Бакр!» 

Таким образом, Пророк (мир ему и благословение) разрешил воспевать дни битвы Буас, хотя она случилась в эпоху невежества (джахилийя) до того, как мусульмане приняли Ислам в Медине.

Итак, чествование мавлида Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) имеет шариатскую основу и традиционно практикуется людьми. Это относится к тем факторам, которые усиливают любовь к Пророку ( мир ему и благословение) в сердцах людей и доставляют радость сердцам наших детей, потомков. Поэтому нам всем следует проявлять радость по случаю рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

До следующей встречи, вверяю вас Всевышнему Аллаху, и мир вам, милость Аллаха и Его благодать.

Перевел Мухаммад Гаджиев