Размышления о знамениях Всевышнего

Размышление - одна из прекрасных сунн нашего Любимца (мир ему и благословение). Способность размышлять, видеть, открывать, исследовать, сравнивать и понимать – это великая милость Всевышнего. Благодаря этому человек развивается и постигает Всевышнего.

Простой пример с едой: каждый из нас любит покушать. Но подумайте, какой долгий путь проделывает один кусок пищи, пока у нас появится возможность его съесть: хлеб может быть привезён из других городов, пшеница, из которой смололи муку для хлеба, возможно, росла далеко. Подумайте, как Аллах поливал эти поля, как росла пшеница, сколько людей и техники учувствовало в посеве, сборе урожая, в его перевозке и т.д. В одном кусочке еды, который мы кладём в рот, могут содержаться продукты   из 5-6 областей Земли.

Подумав об этом, представьте, как пища растворяется в организме человека, как Всевышний Аллах распределяет её среди миллиарда клеток, и мы этого не ощущаем, мы всего лишь покупаем и едим, всеми процессами до этого и после управляет Всевышний. Если поразмыслить над всем этим, то начинаешь понимать слова Всевышнего:

وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَة اللَّه لَا تُحْصُوهَا

 «…А если вы будете вести счёт милости, которую Аллах оказал вам, то вы не сочтёте её, поскольку она безгранична…» Коран, 14:34.

 Мы приходим к большим результатам, размышляя над такими, казалось бы, простыми вещами.  Всевышний сотворил всю эту Вселенную, и она является дверью к познанию Всевышнего, изучая окружающий мир, мы познаём Аллаха.

Сподвижники говорили, что Пророк (мир ему и благословение) подолгу размышлял, он часто соблюдал молчание, был в спокойном состоянии, которое способствует размышлению. Человеку необходимо находиться в спокойном состоянии. Наша сегодняшняя жизнь так скоротечна, что мы лишаем себя возможности сесть и задуматься.  Человек встаёт, занимается своими делами, кушает, пьёт, приходит домой, ложиться спать – стремительно бежит время. Мы не оставляем себе шанса задуматься, освободить разум для раздумий. Наш разум нуждается во времени для размышления, как тело нуждается в отдыхе.

Кто-то может произносить «СубханаЛлах», перебирая чётки, но иногда эти слова приобретают определённую силу. Когда чувствуется особая сила в слове «СубханаЛлах», когда они произносятся со всей душой? Тогда, когда человек созерцает творение Всевышнего, когда видит что-то удивительное, что приводит его к размышлению.

Одним из способов размышления Пророка (мир ему и благословение) было то, что он связывал какие-то события и факты с другими вещами. Например, увидев   опечаленную женщину, которая пытается успокоить плачущего ребёнка, он спрашивал сподвижников, может ли она бросить ребёнка в огонь. Сподвижники удивлялись, как мать может мать бросить своего ребёнка в огонь. Затем Пророк (мир ему и благословение) сказал:

الَلَّهُ أَرْحَمُ بِعِبَادِهِ مِنْ هَذِهِ بِوَلَدِهَا

 «Аллах милосерднее к Своим рабам, чем мать к своему ребёнку» (имам аль-Бухари). Взяв пример милосердия в образе человека, Пророк (мир ему и благословение) связывал его со Всевышним.

Одной из проблем человека является то, что размышления могут привести его к самодовольству и гордости, он пытается оспорить всё. О, брат, подумай, кто ты. Ты –мельчайшая частица в сравнении с Землёй, Земля ничтожна в сравнении с нашей Галактикой, наша Галактика мала по сравнению с миллионами других галактик. Второе небо шире, чем первое, Курс – одно из величайших творений, меньше Арша. Это бестолковый, неразумный спор. Если ты возгордился, ты пытаешься оспорить всё это величие, будучи ничтожным. Всевышний сказал (смысл):

سَأَصْرِفُ عَنْ آيَاتِيَ الَّذِينَ يَتَكَبَّرُونَ

 «Я не дам возможности думать над Моими знамениями в душах и во Вселенной, доказывающими Моё могущество тем, которые превозносятся на Земле без всякого права и не повинуются Аллаху, обуреваемые гордыней. И если даже они увидят знамения, подтверждающие истину Наших посланников, они не уверуют в них; и если узрят прямой путь Нашей Истины, не пойдут по нему, а пойдут по пути заблуждения. Это – вследствие того, что они не уверовали в ниспосланные Нами знамения и пренебрегли ими». Коран, 7:146.

Посмотрите, как возгордился Фараон и возгласил: "Я - ваш высочайший бог!" Этот несчастный возомнил себя великим. Разве может гордиться тот, кому необходимо посещать туалет? Если человек использует возможности разума и поразмыслит, он придёт к пониманию величия Аллаха, к осознанию Его бесподобности.

Результатом размышления человека станет то, о чём говорит Всевышний (смысл):

وَفِي أَنْفُسِكُمْ ۚ أَفَلَا تُبْصِرُونَ

 «И в вас самих есть ясные знамения. Неужели вы их не видите » Коран, 51:21. Размышляя над собой, человек поймёт, что он является самым удивительным творением во Вселенной. Разум человека, способный исследовать окружающее, удивителен. Размышления над творениями во Вселенной, над её устройством, в конце концов, указывают на существование Всевышнего.

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Сакафа