Прикуси язык, а то собаки растерзают!

Я начинаю именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

В день Суда нам придётся отвечать за всё, что мы произносили сознательно, и этому есть доводы в священных писаниях.

Все мы должны стараться сдерживать свои языки, ведь именно язык может привести к смуте, вражде, заблуждению и т. п. Нужно размышлять о благом и высказывать эти мысли вслух. К сожалению, мы не всегда следим за своим языком и тем самым ведём себя к погибели. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, большинство людей попадают в ад только за свой язык».

Сообщается, что великий сподвижник Суфьян ибн Абдулла ас-Сакафию (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (мир ему и благословение):

قلت يا رسول الله ما أكثر ما تخاف علي؟ فأخذ عليه الصلاة و السلام بلسان نفسه ثم قال هذا

«О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), из-за чего ты больше всего опасаешься за меня?» (чего мне больше всего стоит остерегаться?) Пророк (мир ему и благословение), указав на язык, сказал: «Вот из-за этого!» (Ибн Маджах, № 3972).

Рассказывают, что большой учёный из табиинов Юнус ибн Убайдула (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я смог перенести трудность соблюдения поста в жаркое время в городе Басра, но трудность непроизнесения одного ненужного слова я перенести не смог».

Поэтому нам нужно усердно стараться препятствовать этому.

Пять польз от сдерживания языка:

1. В хадисе говорится: «Каждое утро части тела человека говорят его языку: “Бойся Бога в отношении нас, ибо если ты будешь стойким, то и мы будем стойкими. Если ты будешь кривым и косным, то и мы будем такими”» (Муснад Ахмад ибн Ханбала).

Малик ибн Динар сказал: «Когда ты заметишь, что сердце твоё очерствело, тело чувствует усталость, что ты не получаешь мирского удела, то знай, что ты говорил ненужное».

2. Сохранение драгоценного времени. Ведь в большинстве случаев наша речь содержит не поминание Аллаха, мы просто бесполезными разговорами убиваем своё драгоценное время. Однажды Хасан ибн Абу Синан аль-Басрию, проходя возле большого дома, спросил себя: «Интересно, как давно построили это здание?» Затем, обратившись к своему нафсу, сказал: «О обманутый нафс, ты интересуешься тем, что тебе не полезно, тем, в чём нет тебе нужды». После этого целый год он соблюдал пост, и это было наказанием нафсу за ненужный вопрос. Большая беда нас ждёт, если мы не будем сдерживать свой нафс. Пусть Аллах даст нам возможность при желании заниматься болтовнёй, читать тасбих вместо пустых речей или просто молчать, ведь молчание лучше бесполезной речи, насколько бы красноречивым ни был человек.

3. Сохранение праведных дел. Несомненно, тот, кто не сохранит свой язык, свою речь в чистоте, будет делать гибат (хула), а это именно то, чем мы чаще всего и занимаемся. В хадисе сказано:

من كثر لغطه كثر سقطه

«Кто много говорит, у того бывает и много ошибок» (Байхаки в «Шуъбе», № 5019). Гибат сжигает благие поступки, а значит, тот, кто делает гибат, является тем, кто направо и налево бросает свои благие поступки.

Однажды Хасану аль-Басри сказали: «О Хасан, некий человек делал гибат про тебя». Затем Хасан тому, кто делал про него гибат, отправил поднос фиников, сказав: «Я слышал, что ты подарил мне свои благие поступки, и я пожелал отблагодарить тебя за это».

Был ещё один интересный случай. Когда возле Ибн Мубарака делали гибат, он сказал: «Если я был бы из тех, кто совершает гибат, то я совершал бы гибат про свою мать, потому что она наиболее подходящая для получения моих благих поступков».

Рассказывают, что когда Асам ибн Хатам упустил ночное стояние молитвы, жена упрекнула его, и он сказал: «Есть люди, которые всю ночь молитвы совершали, а утром про меня гибат делали; их молитвы в день Суда будут на моих весах».

4. Сохранность от мирских бед. Суфьян сказал: «Не говори то, из-за чего сломаются твои зубы». Другой человек сказал: «Будь осторожен, не распускай свой язык, он испортит твоё дело».

5. Частое вспоминание о трудностях, которые будут в ахирате. Учёные говорят, что если говорить запретное, то за это в том мире будет великое наказание Аллаха, которое невозможно будет выдержать. Пророк (мир ему и благословение) рассказывает: «В ночь вознесения я увидел в аду группу людей, которые кушали падаль. Я спросил: “О Джабраил, кто эти люди?” “Это те люди, которые кушали человеческое мясо”, – ответил Джабраил (мир ему). То есть которые делали гибат» (Ахмад, № 2324).

Пророк (мир ему и благословение) своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Муаз, ты сдерживай свой язык, не говори против тех, кто знает Коран, и действует согласно ему; и против тех, кто изучает знания, ты не ругайся, не обвиняй, не оскорбляй людей, а то тебя растерзают адские собаки» (Таргиб ва Тархиб, № 59).

Да поможет нам Аллах сдерживать языки от запретного и занять их поминанием Его и чтением салавата на благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)! Амин!