Закономерности функционирования и развития религии

Может возникнуть вопрос: почему же сейчас столько различных верований, если все пророки исповедовали одну религию? Изначально человечество имело одну религию — религию покорности (по-арабски — Ислам). Пророк Адам (мир ему) поклонялся только Одному Богу и учил истинной вере своих детей.
Последующие пророки также призывали свои народы поклоняться Одному Творцу и быть покорными Ему. Но после того, как пророки покидали этот бренный мир, люди начинали искажать веру, внося в Священные Писания свои домыслы. Одни умышленно, в корыстных целях, другие — в силу своего невежества. Так возникли различные верования, искажающие истинное учение.
И всякий раз, когда люди отходили от веры, Всевышний посылал им нового пророка, дабы направить их на правильный путь. Каждый из пророков посылался к какому-либо одному определенному народу на определенное время, и лишь Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был послан ко всему человечеству, завершая миссию пророчества. Поэтому до Судного дня все человечество обязано жить по нормам, которые довел до нас Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
Ислам — это оптимальные нормы и правила жизни на Земле, ниспосланные нам Всевышним с учетом всех тонкостей психологии и возможностей человека. Мусульманская религия состоит из вероубеждения ( ‘акиды) и законов Всевышнего Аллаха (Шариата). Вероубеждение является основой религии, так как без правильного вероубеждения соблюдение норм Шариата не приносит пользу на том свете и не спасает от огня Ада.
Соблюдение предписаний Шариата связано как с внешним поведением человека (молитва, пост, хадж), так и с его внутренним вероубеждением в смысле различения дозволенного (халяль) от запретного (харам). Исполнять их и быть убежденным в их обязательности является необходимым. К примеру, необходимо знать, что употреблять спиртное, жить на доходы от ростовщичества и т. п. – запрещено, а вести честную торговлю и т. п. – разрешено.
Также существуют предписания Шариата, связанные с вероубеждением. Здесь имеется в виду убежденность сердца в истинных атрибутах (сыфатах) Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и во всем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) довел до нас от Аллаха. Вероубеждение «ахль ас-Сунна валь-джама‘а» («люди Сунны и согласия общины»), иначе называется вероубеждением Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари или Мухаммада аль-Матруди. Словами «ахль ас-Сунна валь-джама‘а» называют людей, придерживающихся пути Истины, на который указал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Здесь под словом «джама‘а» мы имеем в виду людей, последовавших за решениями, с которым согласились все сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) эпохи правления четырех Праведных Халифов: Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, да будет доволен ими Всевышний Аллах!
Следовательно, термин «ахль ас-Сунна валь-джама‘а» включает в себя тех, кто, согласно Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), придерживается пути, которым следовали все сподвижники во времена четырех Праведных Халифов.
Впоследствии в вероубеждениях началось разделение мусульманской общины (уммы), которого не было ни при Пророке (мир ему и благословение Аллаха), ни при его сподвижниках, ни при их последователях. О том, что подобное разделение будет иметь место, сообщается в следующем хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Во времена пророка Мусы сыны Израилевы разделились на 71 группу. Одна из них войдет в Рай, а остальные 70 в Ад. Во времена пророка ‘Исы было 72 группы, из которых одна также пойдет в Рай, остальные в Ад. В моей Умме будет 73 группы, из которых одна войдет в Рай, остальные попадут в Ад». Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили, кто же будет в этой группе, он ответил: «Это те, кто последует тем путем, по которому шли я и мои сподвижники». Т.е. в хадисе говорится о тех, кто последует Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и единогласному мнению (иджма‘) его сподвижников. Именно к ним и относятся люди Сунны и согласия общины.
Основы веры, такие как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Священные Писания, в пророков, в Судный день и в предопределение судьбы, никогда не менялись в истинной религии и не изменятся. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Все пророки — братья по вере, религия у них одна — Ислам, а законы Божьи — Шариат — отличались друг от друга в зависимости от времени, места и условий». Поистине, это так, иначе и быть не может. Потому что, если бы Бог посылал пророков с разными знаниями о Себе, то это было бы абсурдным и привело бы к разному пониманию Сущности Бога. Поскольку Бог вечен и все Его атрибуты вечны, то и знания о Нем, о Его атрибутах неизменны. Значит, вероубеждение было единым, вне зависимости от того, когда были передано — на заре человечества пророку Адаму или в более поздние времена пророкам Ною, Аврааму, Моисею, Иисусу, Мухаммаду, мир им всем. Таким образом, все пророки были единоверцами, призывавшими людей к единой, истинной, монотеистической религии. И, следовательно, ныне столпы религиозного вероучения не могут противоречить основам веры предыдущих пророков и посланников. Поэтому неверно мнение части людей о том, что «все существующие религии со всеми противоречиями друг с другом — правильные» и что «все они были ниспосланы Создателем в таком виде», ибо это является абсурдным.
А что касается законов (шариата), то лишь некоторые из них могут меняться в связи с изменением времени, уклада жизни людей и т. д. Поэтому имели место разные писания, ниспосланные в разное время к различным народам. Однако основные принципы законов всех пророков были едины. К примеру, оставались неизменными запреты на убийство, ложь, прелюбодеяние, воровство и на другие бесполезные или приносящие вред на этом и на Том свете деяния. А все полезное всегда было разрешенным, как и сейчас в Исламе. Но менялись некоторые законы в ходе развития человеческого общества. С каждым посланником ниспосылались предписания и законы, оптимальные для того времени, а нормы Шариата Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) являются самыми полезными и оптимальными для всего человечества.
Приведем несколько примеров:

1. По шариату Адама (мир ему) верующие были обязаны совершать один намаз в сутки. Подобное указание сохранялось до появления народа Израиля (бану Исраиль). Народу Израиля предписывалось совершать два намаза. В наше время люди обязаны совершать пять намазов в сутки.
2. В Шариате Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в отличие от предыдущих шариатов, разрешено совершать молитву в любом чистом месте на земле даже без коврика. Прежде подобное разрешалось совершать только в специально отведенных для молитвы местах.
Некоторым новым посланникам через откровение от Всевышнего был дан новый шариат, который аннулировал предыдущие законы, потерявшие с этого момента актуальность. Последний закон, ниспосланный всему миру, будет иметь силу до Конца Света — это Закон, изложенный в Священном Коране. Коран в отличие от других Писаний был и остается неизменным, поскольку Сам Всевышний обещал сохранить его до Судного дня.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) возродил то вероучение, которое было изложено и в Торе, и в Евангелии, и в других Священных Писаниях. Об этом сказано в многочисленных аятах Корана. Поэтому принятие Ислама нисколько не означает, что человек меняет или предает веру своих предков. Напротив, он очищает свою веру от искажений и возвращается в истинную религию своих предков — пророков Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса (мир им всем), ибо все предыдущие пророки говорили своим общинам о приходе последнего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), завещали следовать за ним и помогать ему. К примеру, пророк ‘Иса (Иисус) (мир ему) говорил: «О, сыны Израилевы! Я посланник к вам от Бога, подтверждающий истинность того, что было ниспослано до меня в Торе и благовествующий вам о Посланнике, который придет после меня, имя которого — Ахмад (одно из имен Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что в переводе на русский язык, как и «Мухаммад», означает «Восхваляемый»)». Об этом написано и в Коране, и в Торе, и в Евангелии. В Библии Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) назван словом «Периклитос», что в точном переводе с греческого языка означает «Восхваляемый».
Помимо того, ближе к Концу Света, по воле Господа нашего, Иисус (мир ему), живым и невредимым вознесенный Всевышним на небеса, где пребывает и по сей день, будет ниспослан на землю. Он придет к людям не как новый посланник и не с другим шариатом, а как последователь Ислама для подтверждения посланнической миссии последнего Пророка (мир ему и благословение). Он будет призывать людей к соблюдению Шариата, ниспосланного Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), а когда умрет, похоронят его в городе Медина, рядом с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), где для него оставлено место.
Во все времена пророки и их последователи ждали появления последнего Посланника — Печати всех пророков, подобно тому, как нынешние поколения ждут появления имама Махди. И все истинные последователи пророков Моисея и Иисуса (мир им), ожидавшие появления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), последовали за ним, поскольку в Торе и Евангелии они подробно читали о нем. В них упоминались характерные черты Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), место его появления, его имя, основные положения его проповеди и т. п. Имя Мухаммад не было распространено среди арабов. Но когда приблизилось время рождения последнего Пророка (мир ему и благословение), четырнадцать человек, которые хорошо знали Тору и Евангелие, назвали своих сыновей именем Мухаммад, в надежде, что их сыновья окажутся теми, о ком возвещали прежние пророки.
Подобные истины находят отклик у каждого беспристрастного человека, ищущего правду. Так, Негус, король христианской Эфиопии, воспринял слово правды, с которым обратился к нему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посредством Корана, призывая Негуса к вере и побуждая его принять Ислам. И он принял религию Всевышнего. Известно его бессмертное изречение: «Свидетельствую пред Аллахом, что это тот Пророк, которого ждут люди, имеющие Писания». Оно вошло в анналы истории и сохраняется как свидетельство справедливости человека, не поддавшегося искушению величием. Это еще раз доказывает любому человеку, ищущему правду, что Мухаммад (мир ему и благословение) был Пророком и Посланником, которого ждали в надежде, что он исправит и спасет человечество.
Кто не был мусульманином, но потом уверовал, принял сердцем истинную веру, которой учили пророки Адам, Моисей, Иисус, Мухаммад и все остальные пророки (мир им), тому следует произнести вслух, с намерением принять Ислам, свидетельство единобожия — шахаду.
С этого момента человек становится мусульманином, т. е. покорным одному Богу, истинно верующим, обязанным следовать предписаниям Ислама. Всевышний в Коране говорит, что религия, ниспосланная и принимаемая Им, — это лишь религия покорности и повиновения Ему — Ислам. Однако если человек, имеющий правильное вероубеждение, не будет следовать всем предписаниям Ислама, не отрицая их обязательность для исполнения, то все равно он остается мусульманином. За невыполнение этих предписаний он будет наказан, а после соответствующего наказания избавлен от вечного огня Ада, и такой человек имеет шанс получить великую милость Аллаха и Его прощение.
Поистине, мусульмане желают всем людям только блага и вечного счастья и поэтому призывают к истинной вере, покорности и поклонению только Создателю, стараются довести до людей истину, не принуждая никого, чтобы каждый смог осознанно сделать свой выбор. Вера должна быть в сердце, но, как говорится, сердцу не прикажешь. Вера, принятая только на словах, ничем не поможет человеку. Именно так, с веротерпимостью мусульманин должен относиться к представителям других конфессий. Для этого и посылались пророки и писания. Принятие человеком Ислама, возвращение к единобожию – это величайшее благо и счастье для него. Если человек принимает Ислам, то Всевышний по милости Своей прощает ему все предыдущие грехи, и такой человек становится чистым, словно в день своего рождения.
Каждый разумный человек, достигший совершеннолетия и имеющий правильное вероубеждение, обязательно должен соблюдать нормы этой религии с глубокой искренностью и крепкой верой.