Человек должен быть богобоязненным

По своей природе человек обладает и многими другими, кроме человеческими, качествами:  животными, звериными, сатанинскими.

К животным качествам, присущим человеческой природе, относятся похоть, алчность, разврат. К звериным – гнев, зависть, вражда и ненависть. К сатанинским – обман, хитрость, коварство. Человеческие качества – гордость, любовь к похвале, стремление к власти и почитанию всеми. Все эти четыре вида качеств растворены в самом характере человека, и поэтому невозможно полностью избавиться от них. Но от них можно спастись с помощью веры и боязни перед Всевышним Аллахом.

Каждый мусульманин обязан стараться любыми методами, способами избавляться от плохих душевных качеств и приобретать вместо них хорошие нравственные качества. А для этого обязательно нужно знать сущность каждого из них. Приобретение знаний, ведущих нас к этому, является фарзом, т.е. обязанностью каждого мусульманина. Для этого необходимо много читать, спрашивать, не стесняясь, нужное у знающих.

Заказать DVD-диск документальный фильм BBC «Наука и Ислам: Сила сомнения»

Первое, что проявляются в человеке, – это животные качества. Затем проявляются звериные качества, такие как вражда и соперничество. Потом в человеке зарождаются сатанинские качества – обман, коварство, потому что они помогают ему в удовлетворении своих потребностей, вызванных животным и звериным инстинктами. Затем в нём проявляются человеческие качества – гордость, стремление к возвышению и власти. Избавляться от всех этих отрицательных качеств ему поможет вера (иман) и богобоязненность, а боязнь рождается из познания и понимания величия Всевышнего, который направляет богобоязненных людей на истинный путь, одаряет их милостью, знанием.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Главная мудрость – это богобоязненность».

Пророк (мир ему и благословение) также сказал, что Всевышний Аллах говорит: «Клянусь Моим величием, Я не делаю в Моём рабе две боязни и два спокойствия. Если он на этом свете будет спокойным, уверенным, словно застрахован от Моего наказания, то Я напугаю его в Ахирате. Если он побоится Меня на этом свете и выполнит все Мои требования, то Я дам ему безопасность в Судный день».

Сущность богобоязненности

Знайте, что сущность богобоязненности заключается в том, что раб чувствует в сердце своём страх попасть в будущем в беду. Это  боязнь перед Всевышним, вызванная или совершением греха, или познанием таких качеств Всевышнего Аллаха, которые, несомненно, обязывают нас бояться Его. Последнее является более совершенным и полноценным, так как познавший Аллаха, обязательно будет бояться Его.

Существует два способа воспитания в себе богобоязненности

1. Познание Всевышнего Аллаха.

Оно заставляет нас бояться Его. Кто знает величие Всевышнего, тот знает, что Он не нуждается ни в чём,  что Он создал Рай и обитателей для него, также Он создал Ад и обитателей для него, что Своим словом Аллах решил судьбу каждого человека честно и справедливо. Это решение не подлежит изменению и обсуждению. Человек не знает, каков будет его исход, и знающий всё это не может не быть богобоязненным.

2. Тот, кто не в состоянии истинно познать Аллаха, должен наблюдать за богобоязненными людьми и их состоянием, следовать им.

Поистине, самые богобоязненные люди – это Пророки. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я самый богобоязненный среди вас». Потом алимы, авлия, праведные люди. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Поистине, Аллаха боятся из Его рабов алимы, т.е. познавшие Его».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангел Джабраил не приходил ко мне иначе, как дрожа от боязни перед Аллахом и Адом».

Трепет сердца Ибрагима (мир ему) от богобоязненности во время намаза был слышен на расстоянии мили.

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил птице: «Был бы я, как и ты, птицей или вообще не родился бы».

Абу Ззарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Был бы я вырубленным деревом».

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я хотела бы, чтобы меня не было вообще».

Боязнь перед Аллахом является, своего рода, кнутом, который ведёт человека к правильной дороге. Необходимо совмещать боязнь с надеждой, и даже лучше, если боязнь будет преобладать над надеждой, пока мы пребываем в грехах.

Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если всех людей, кроме одного человека, позовут в Рай, то я боюсь, что этим человеком буду я. А если всех людей, кроме одного, позовут в Ад, я надеюсь, что этим человеком могу быть я». Всем нам нужно сделать вывод из этих слов, свидетельствующих о большой богобоязненности людей, приближённых к Аллаху. Пусть простые люди знают, что они намного больше должны бояться Аллаха, чем пророки, алимы и другие праведные люди.

Пожелание и надежда – это разные вещи

Тот, кто не занимается подготовкой почвы и посевом семян и, тем не менее, ждёт урожая, не будет надеющимся, а будет мечтающим и желающим. А надеющийся – это тот, кто готовит почву для посева, сеет семена, ухаживает за ними, делает всё возможное и надеется на урожай и на то, что Аллах убережёт его от различных бед. Такая надежда и является признаком истинно верующего человека. Поэтому Всевышний сказал (смысл): «Те верующие люди, которые стараются на пути Аллаха, являются надеющимися на милость Аллаха, и Он Прощающий и Милосердный».

В общем, плодом надежды является поиск, а плодом боязни является осторожность. Тот, кто на что-то надеется, стремится к этому, а тот, кто боится чего-либо – убегает от этого.

И самая низкая степень боязни – это та боязнь, которая заставляет человека отдаляться от совершения грехов и переживаний за мирское, а всё то, что не заставляет нас делать это, является качествами нафса и мысли, которые не имеют никакого значения.

Пусть Аллах наградит всех нас, наших близких, любимых всеми похвальными качествами и очистит нас от качеств порицаемых и губительных для нашей души! Аминь!

Заказать книгу «Азбука Ислама» с доставкой на дом»