Славословие ветки облегчает могильные муки

Конечно, не будет большим открытием, если скажу, что речь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) очень смыслоёмка, не говоря уже о речи самого Всевышнего. Недаром же Посланника Аллаха (мир ему и благословение) называют «Джавамиуль калим» (эпитет, означающий, что его речь очень смыслоёмка). Мне бы хотелось обратить ваше внимание на один хадис и на небольшую часть его смысла. Этим я преследую несколько целей. В первую очередь -  показать, насколько разные решения из него извлекаются. И следует отметить, что смысл этого хадиса я постиг не сам, а обращаясь к проверенным и достоверным книгам, таким как: «Фатхуль Бари», «Шарх-уль-Муслим», «Иа‘нат» и др. И хадис я выбрал именно такой, насчёт достоверности которого ни у кого нет сомнений, так как он передан имамами аль-Бухари, Муслимом и др.

В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), проходя мимо двух могил, сказал: «Поистине, их подвергают мучениям за тяжкие грехи, которые вы считаете незначительными: что касается одного из них, то он не очищался от мочи, а другой - распространял сплетни». Сказав это, он повелел принести пальмовую ветвь, разломал её на две части и воткнул половинки на могилы этих людей. Его спросили: «О, Посланник Аллаха, зачем ты сделал это?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Надеюсь, что это облегчит их страдания, пока ветки не засохнут».

Хадис передан Абу-Давудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн-Маджа, аль-Бухари, Муслимом.

Во-первых, причина, из-за которой Аллах облегчит страдания тех, кто в могиле, как указывают алимы, является славословие этих веток. В самом Коране говорится (17: 44), что всё, что ни есть, славословит Всевышнего, а причина того, что именно сырая ветка избавит от мучения, так это от того, что в сырой ветке есть жизнь. И за счёт этого славословие живого растения бывает более полным и совершенным, чем у сухих растений или же неживых вещей, что в свою очередь служит причиной для облегчения мук умершего. И по этой причине желательно посадить на могиле какое-нибудь растение, чтобы благодаря его славословию облегчить мучения умершего.

Во-вторых, этот хадис доказывает, что умершему мусульманину приносит пользу не только то, что он совершил сам (хотя это и является основным), но и то, что сделано другими в его пользу. Особенно приносит пользу чтение Корана рядом с могилой умершего, как это делали Абдула бин Умар, считавшийся одним из наиболее сведущих среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и ему подобных. Ибо чтение Корана, являющегося Речью Самого Всевышнего, намного достойнее, чем славословие, тем более, когда его читает человек, жизнь которого намного совершенна, чем жизнь растений.

В-третьих, этот хадис доказывает желательность (ибо Пророк (мир ему и благословение) не говорит, не делает ничего попусту) использовать какое-либо посредство (васита) для того, чтобы уберечься как от наказания мира вечного, так и бед этого мира. Например, использование сабабов с молитвами и аятами из Корана (в отличие от запрещённых амулетов, таких как: бусы, кости и др.) для того, чтобы уберечься от сглаза, болезней и бед.