Взаимопомощь, милостыня (садака)…

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Воистину, праведники пьют из чаши напиток, настоянный на камфаре, из источника, из которого пьют рабы Аллаха и который льётся, не иссякая. Они верны своим обетам и страшатся дня, бедствия которого простираются повсюду. Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, и говорят: "Мы даём пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности"».

Дорогие братья! Исламское общество – это одна семья и одно тело, и мусульмане в этом обществе подобны органам этого тела: когда один орган чувствует боль, то болит всё тело.

Приведённый Пророком (мир ему и благословение) пример лучше всего отображает состояние исламского общества в наше время, благополучие которого зависит от благополучия всех членов этого общества. Когда беда касается одного из них, то благополучие всего тела находится в опасности, и спокойствие всего тела нарушается. Таким образом, все мусульмане – братья. Отношение между ними строятся на основе исламских ценностей и высоких моральных качеств, а не только на основе материальных благ.

Поэтому мы принимаем ислам с его принципами и нормами, предписывающими взаимопомощь мусульман. Ислам велит помогать нуждающимся, бедным и призывает заботиться о слабых, вдовах и сиротах, а также ислам остерегает от невнимания к ним. Когда мусульманин впадает в нужду, к нему торопятся его братья и соседи с помощью и поддержкой. Он чувствует своё место среди людей, их заботу, радуется, что они стоят рядом, и таким образом, укрепляются узы любви и братства мусульман, а мусульманское общество крепнет и сплачивается.

Также взаимопомощь мусульман оберегает общество от смуты, потрясений и революций, творимых бедными и обездоленными, не получающими помощи от общества, потому что нередко нужда толкает их на преступления, попирание чужих прав и присвоение их имущества. Это влияет на спокойствие общества и его благополучие. Поэтому, дорогие братья, истинный ислам разъяснил нам достоинство взаимопомощи и утешения брата мусульманина и призывает к помощи бедным и обездоленным. Имам аль-Бухари приводит от ибн Умара изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Мусульманин брат мусульманину, он не угнетает его и не бросает его. Кто помогает брату в нужде, тому Аллах будет помогать в его нужде. А кто избавит мусульманина от беды, Аллах избавит его от одной из тягот Судного дня, а кто покроет мусульманина, покроет того Аллах в Судный день!»

Ислам приравнял помощь вдовам и обездоленным к одним из великих поступков и поклонению. Имамы Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Пророка (мир ему и благословение): «3аботящийся о вдовах и бедных, подобен борцу за веру на пути Аллаха».

Почтенный Шариат велел нам заботиться о тех людях, которые не обращаются за помощью, которых невежды считают богатыми из-за того, что они не просят, ведь они знают только их внешнюю сторону. Шариат велит нам искать таких и обращать на них внимание. Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Бедный – это не тот, кто обходит людей, которому достаётся кусок или два куска, финик или два финика. Истинный бедняк это тот, который не находит достаточного ему пропитания, не хитрит, чтобы получить милостыню и не идёт просить у людей».

Что касается сирот мусульман, у которых нет попечителей или тех, кто содержал бы их, то, воистину, забота о них возвышает человека и даёт ему возможность получить соседство с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) в Раю.

Имам Муслим приводит хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что попечитель сирот и он (Пророк (мир ему и благословение)) будут близки друг к другу в Раю (и показал указательный и большой пальцы своей руки)».

Дорогие братья – мусульмане! Когда ашариты (то есть племя Абу Муса Ашари) выходили на джихад на пути Аллаха, и их запас уменьшался, или подходил к концу, или же кончалась еда их семейств в городе, они собирали то, что у них есть в одну одежду, а потом делили это поровну. Когда это дошло до Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он похвалил их и велел брать с них пример. И Пророк (мир ему и благословение) сказал о них, что путь их – мой путь, и поступок этот – из поступков моей религии. И даже в обычных условиях Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел нам обмениваться пищей и заботиться о соседях и близких, поскольку это приводит к сплочённости и любви.

Имам Муслим приводит хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): «О Абу Зарр, когда ты сваришь похлёбку, то добавь в неё воды и пригласи соседей». ‘Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что когда они зарезали овцу, Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Сколько осталось от неё?» – Я сказала: «От неё осталась только лопатка». Он сказал: «Осталось всё, кроме лопатки». То есть нам осталось вознаграждение за то, что мы раздали из этой овцы, кроме лопатки, которую мы оставили для себя.

Братья мусульмане, за милостыню может быть разное вознаграждение. Одним из вознаграждений за садака является защита имущества и излечение больных. Аль-Хатиб и ат-Табарани приводят хадис от ибн Масуда (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Защищайте ваше имущество закятом и лечите ваших больных милостыней, а к беде приготовьте ду‘а». Я слышал рассказ одного алима: К нему пришёл юноша и сказал, что болезнь его сестры отчаяла врачей. «Есть ли что-нибудь, что поможет ей?», – спросил он. Алим ответил ему: «Поистине, Всевышний Аллах предопределил жизни сроки. Однако в хадисе сообщается, что садака помогает, если угодно Аллаху. Так дайте в качестве милостыни столько, сколько вы потратили на её лечение». Юноша ему сказал: «Я не знаю никого, кому я мог бы отдать эту милостыню. О, если бы ты взял её и отдал тому, кто достоин этого». Алим взял эту милостыню и отдал нуждающемуся праведнику и попросил его сделать ду‘а за того, кто её дал. И праведник помолился за сестру, и вскоре юноша пришёл к алиму, благодаря его и радуя вестью о её излечении.

Дорогие братья!

Иногда милостыня (саадака) бывает лучше пред Аллахом, когда она попадает в руки нуждающегося, чем хадж и умра. Имам ибн Касир говорит: «Имам Абдуллах ибн Мубарак отправился на хадж и, проходя мимо какого-то города, в их караване умерла птица, и он велел выбросить её на свалку. Его спутники шли впереди, а он чуть приотстал. Проходя мимо свалки, он увидел девочку, которая вышла из дома неподалёку, взяла эту мёртвую птицу и поспешила домой. Абдуллах ибн Мубарак подошёл к их дому и спросил, почему она взяла эту мёртвую птицу. Застеснявшись, она сказала: «Здесь живём я и моя мать. У нас нет ничего, кроме этого покрывала, а едой нам служит только то, что бросают на эту свалку. У нас был отец, но он скончался. У нас нет ничего из еды». Услышав это, ибн Мубарак расплакался. Он велел вернуть поклажи и провизию, приготовленные для хаджа, и спросил своего управляющего: «Сколько у тебя денег?». Тот ответил: «Тысяча динаров» (четыре с лишним килограмма золота). Ибн Мубарак сказал: «Оставь нам двадцать динаров, которые нам достаточны для возвращения, а оставшиеся отдай этой женщине. Клянусь Аллахом, она доставила мне страдание своим горем. Это лучше пред Аллахом, чем наш хадж в этом году». И они с караваном вернулись домой, не совершив хадж.

Некий человек пришёл к имаму Зуннун аль-Мисри, который был великим праведником, и спросил его: «У меня есть сто дирхамов, совершить ли мне хадж на эти деньги или раздать милостыню?». Зуннун спросил его: «Совершил ли ты обязательный хадж?» Тот ответил: «Да». Зуннун сказал: «Если ты разделишь их на десять бедных семей и каждой из них дашь по десять дирхамов, это будет лучше тебе, чем дополнительный хадж. Если хочешь, послушай меня». Этот человек так и поступил.

В нашей умме были праведники, которые раздавали лучшее своё имущество, отвечая на слова Господа: «Не достигнете вы праведности, пока не потратите из того, что вы любите, желая вознаграждения Аллаха».

Говорится, что во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), людей коснулась засуха. Стало совсем тяжко, и они пожаловались халифу. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал им: «Терпите, может быть, Аллах избавит вас от этого горя». К концу дня в городе узнали, что из Шама пришел караван ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) с мукой, маслом и изюмом. Когда рассвело, караван направился к дверям ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), и он их завёл в дом. К нему подошли купцы, чтобы купить этот товар. Он спросил их: «Сколько вы мне заплатите?». Они сказали: «Один дирхам к двум». Он им сказал: «Мне дали больше». Они решили дать четыре. Он сказал, что ему дали больше. Потом они спросили: «О Абу Амр, ведь в городе нет торговцев, кроме нас, и никто из торговцев не опередил нас, кто же дал тебе больше?». Он ответил: «Аллах дал мне за каждый дирхам десять, сможете ли вы дать мне больше?». Они сказали: «Нет». Он сказал: «Воистину, Аллах – свидетель, всё, что в этом караване, я раздаю как милостыню бедным».

Также желательно, братья, кто хочет давать милостыню (саадака), делать это за родителей. Им будет такое же вознаграждение, как тому, кто совершает пожертвование. Ибн Асакир приводит от Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Почему бы одному из вас не раздать милостыню ради Аллаха и сделать её за родителей, если они были мусульмане? И родителям будет вознаграждение, и ему столько, сколько и им».

Так тратьте же, братья, для себя! Что бы вы ни потратили, вы найдёте это у Аллаха с большим воздаянием. Кайтесь пред Аллахом. Воистину, Аллах Прощающий, Милосердный!