Секреты усердия на пути Аллаха

Мусульмане с наступлением месяца Рамадан активно посещают мечеть, совершают таравих намаз, усердствуют в поклонении и проявляют максимальную покорность Аллаху. Обычно в начале месяца мечети переполнены во время коллективных молитв и намаза таравих – традиционного для Священного месяца. А через неделю ряды молящихся редеют. Что же служит причиной усердия в начале месяца и угасания его через столь короткое время?

Через наставление Аллаха в сердце верующего проявляется стремление к Его Довольству, побуждающее человека к поклонению. Мы совершаем какое-то время намаз, а затем оставляем. Вступаем в борьбу против нафса, это длится неделю или пару месяцев, а потом постепенно рвение проходит.
Аллах создает причины, которые пробуждают в сердце стремление поклоняться. Но чтобы это желание было постоянным, необходимы дела, которые его укрепляют.  

Причины, пробуждающие старание на пути Аллаха

Ученые, имеющие знание об Аллахе, говорят, что устремление к Его довольству появляется у человека через слушание  проповедей,  которые напоминают ему об уготованных наказаниях за те или иные грехи; а также через любовь к Аллаху, которая заставляет обратить внимание на свои поступки. Старание заслужить довольство Всевышнего может появиться через влияние окружающих, общение с праведными людьми. Для того, чтобы научиться быть постоянным в своем поклонении, нужно осознавать причины, порождающие богобоязненность.

Первая причина

Это мольба к Аллаху. Следует постоянно просить Всевышнего пробудить в сердце старание в поклонении, а также просить других делать за тебя дуа.

Вторая причина

Помнить о наказаниях, уготованных за грехи. Например,  у человека сахарный диабет, а нафс желает сладкого (да сохранит нас Аллах от этого!). Болезнь очень серьёзная, но когда больной думает, что его не видят – незаметно берет сладкий кусочек. Стоит ему напомнить о тяжести болезни, как страх заставляет отказаться от опасного удовольствия.

Или человек опаздывает на работу, ему несколько раз делают замечание, затем предупреждение, что если и завтра опоздает на работу, то будет уволен. На следующий день звон будильника даёт понять, что пора вставать. В этот момент нафс говорит:  «Полежи ещё пять минут». И только страх перед наказанием – увольнением – заставляет вскочить с постели.

Мы слышим, как некоторые люди спрашивают, для чего упомянуто в Коране об аде, о гневе Аллаха, для чего есть хадисы о наказаниях в могиле, кто в этом нуждается? Это нужно каждому, ведь когда мы слышим проповеди, вселяющие страх, нафс сопротивляется, но поистине нафс нуждается в страхе. Когда человек вспоминает, что умрет, а после смерти будет воскрешен и будет отчитываться перед Аллахом, и ему напомнят о каждом прожитом дне, о каждом мгновении; когда он думает, что будет стоять на мосту Сират, и либо перейдет в рай, либо упадет в ад, – появляется бдительность. Каждый раз, вспоминая об этом с верой, что это – истина, в сердце появляется усердие на пути Аллаха. Поэтому следует часто слушать проповеди или читать книги, где говорится о наказаниях в могиле, в аду и т. д.

Третья причина

Воспоминания о благах, уготованных праведным рабам. Например, отец говорит ленивому сыну: «Если будешь учить уроки и получать хорошие оценки, я куплю тебе велосипед, машину или что-то другое». Ребенок начинает бороться с ленью, чтобы достичь успеха. Предвкушение подарка пробуждает старание, потому что желание управляет нафсом.

Есть ли что-нибудь достойнее из желаемого, чем то, что обещано Аллахом? Когда мусульманин читает о том, что обещано праведным в раю, какими благами будут они одарены – реки, царства, дворцы – кто не пожелает этого?  Если мусульманин знает, что самый бедный обитатель рая будет иметь в 10 раз больше, чем весь земной мир, разве он захочет от этого отказаться? Старание появляется  через желание получить райские блага.

Четвертая причина

Это любовь к Аллаху, когда размышляешь и понимаешь, что довольство Аллаха превыше всего. Например, когда читаешь аят: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха”». Задумайтесь: Аллах, обращаясь к грешникам, говорит: «Мои рабы». Какая это щедрость для нас! Несмотря на то, что мы грешим, Господь говорит: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха». Воистину, Он прощает все грехи тому, кто раскаялся.
Существует хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором описывается, что Аллах каждую ночь спрашивает, есть ли просящий прощения грехов, есть ли тот, у кого нужда. Мы знаем, что Аллах ночью готов простить грехи тому, кто согрешил днём. Готов днём простить грехи тому, кто согрешил ночью. Если бы каждый раз, когда мы согрешили, Аллах разоблачал нас прилюдно, то никто не приветствовал бы нас добрым словом. Сколько раз Он прятал наши грехи, спасал нас! Осознание этого рождает в сердце любовь к Тому, Кто относится к нам по-доброму.

В предыдущих божественных откровениях описано, что море каждое утро просило разрешения Аллаха утопить грешников, небо просило разрешения низвергнуться на грешников, земля – расколоться и поглотить их, но Аллах, обращаясь к морям, океанам, небесам и земле, сказал: «Не вы их сотворили! Если бы вы их сотворили, то так не говорили бы». Мы знаем, как мать относится к своему сыну, когда он совершает плохие поступки. В её сердце есть любовь, и пусть хоть весь мир упрекает её сына, она говорит:  «Оставьте меня и мое дитя, я сама воспитаю его».

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Когда подошёл один из сподвижников к военному лагерю, где находились другие сподвижники, все посмотрели на женщину, которая потеряла сына в этом лагере. Она искала его, а сын искал свою мать. Через некоторое время, когда ребенок увидел её, он споткнулся и побежал к ней, а она к нему. Они обнялись и заплакали, и все сподвижники заплакали, увидев это. Пророк (мир ему и благословение) спросил: “Почему вы плачете?” Они ответили, что плачут, видя жалость матери к своему сыну, и тогда Пророк (мир ему и благословение) спросил: “Видели ли вы, чтоб мать бросала в огонь своего сына?” “Нет, о Посланник Аллаха!” Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах более милостив к этой матери, чем она к своему сыну”». Когда мы видим такое отношение к нам со стороны Аллаха, разве можно не полюбить Господа? Каждому следует поразмышлять и спросить себя: «Какая у меня связь с Аллахом? Как Он относится ко мне, и как я отношусь к Нему?»

Пятая причина

Общение с праведными людьми. Это не значит, что праведные вмиг делают присутствующих с ними хорошими. Но общение и дружба с богобоязненными пробуждает в сердце желание совершать добрые дела.

Некоторые праведные предки (салаф салихин) говорили:  «Когда я смотрю на Мухаммада ибн Васиа, во мне обновляется усердие в поклонении и хватает этого на целый месяц, потому что я смотрел на человека, в котором осуществились плоды поклонений».

Время, проведенное с праведными людьми, также пробуждает усердие на пути Аллаха, потому что праведные проводили время с предыдущими праведниками, а те с их предшественниками, и так по цепочке. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Возможно, что ваша победа замедлится. Вы спросите, есть ли в войске тот, кто видел Пророка (мир ему и благословение), и просите победы через него, и Аллах даст вам победу. Затем наступит время, когда спросят, есть ли тот, кто видел Пророка (мир ему и благословение)? Ответят, что нет. Затем спросят, есть ли тот, кто видел того, кто видел Пророка (мир ему и благословение)? Они ответят – да, и через него будут просить победы, и Аллах даст им победу».

Это и есть смысл общения с праведными людьми, через него мы получаем сияние из сердец праведных в наши сердца. Когда мы дружим с праведными или встречаемся с ними на собраниях, видим их искреннее поклонение, у нас появляются мысли:  «Почему я не могу, как они?» Так у человека возникает усердие и устремленность.

Мусульмане в начале месяца Рамадан проявляют старание потому, что знают, какие блага их ожидают за поклонение в этот месяц и за намазы-таравих. Но чтобы желание поклоняться не угасло, нужно знать, как его не только получить, но и  сохранить.