Условия для заключения брачного договора

Для того, чтобы брачный договор (никях) считался действительным по шариату, необходимо соблюдать нижеследующие условия:

Первое. Произнесение определённых слов, посредством которых происходит бракосочетание.

Второе.   Отсутствие препятствий для брака женщине, а именно:

а) чтобы не являлась близкой родственницей, на которых запрещено жениться, будь то кровные, родные или  молочные (мать, бабушка, сестра, дочь, тётя, племянница, тёща, дочь жены);

 б) завершение времени идды после развода или  смерти мужа;

 в) вероисповедание ислам, т. е. должна быть мусульманкой или женщиной Писания.

Мусульманину не разрешено жениться на огнепоклоннице, идолопоклоннице, вероотступнице, на дочери, отец которой огнепоклонник, а мать из людей Писания, и наоборот.

Третье. Отсутствие препятствий для брака мужчине, а именно: 

а) он не должен быть из числа тех, за которого женщине запрещено выйти замуж (отец, дедушка, брат, сын,  племянник, свёкор, сын бывшего мужа);

б) у него не должно быть одновременно  более  четырёх  жен (то есть он не может взять себе пятую или более жену);

в) он должен быть мусульманином.

 Четвёртое. Согласие девушки. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Не выдают замуж вдову, пока она не повелит, не выдают замуж девственницу, пока не спросят её разрешения». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А каково её разрешение?» Он ответил: «Её молчание» (имамы Муслим, ат-Тирмизи).

В шариате запрещается выдавать замуж девушку, которая ранее состояла в браке, если она на это не выразит своего согласия вслух. Если речь идёт о девственнице, то для её согласия достаточно её молчания, т. к., возможно, она стесняется выразить своё согласие вслух. Также отец или дед (и никто другой) имеет право выдать девственницу замуж без её согласия за достойного её человека, т. к. они более обеспокоены за неё и её благополучный брак.

Пятое. Опекун. Согласно высказыванию Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Брак – только при наличии опекуна», вступать в брак без опекуна нельзя.

От Абу Хурайры(да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выдаёт женщина замуж женщину и не выдаёт замуж саму себя» (Ибн Маджа).   Опекун – это совершеннолетний, зрелый, находящийся в здравом уме праведный мужчина-мусульманин из числа родственников женщины по линии отца: отец, дед, родной брат, сын родного брата (племянник), родной брат отца (дядя), а также их сыновья и потомки. Если таковых нет или отсутствует тот опекун, который имеет право выдавать её замуж (т. е. находится на расстоянии 84 км и дальше), то девушку имеет право выдать замуж имам того населённого пункта, где находится девушка.  Опекуном не может быть никто из братьев по материнской линии, ни их дети, ни дед по материнской линии, ни дядя по материнской линии, т. к. они не входят в число родственников по линии отца.

Опекуну невесты следует обратить внимание на качества жениха и не выдавать её замуж за того, кто известен своим дурным нравом или слабостью веры, или за того, кто не будет должным образом заботиться о ней. Если же кто-либо выдаст свою дочь замуж за несправедливого человека, нечестивца, приверженца нововведений в религии или того, кто склонен к совершению явных больших грехов, то он совершит преступление против своей религии и навлечёт на себя гнев Всевышнего за то, что не выполнил своего долга по отношению к тому, за кого он несёт ответственность. 

Один человек спросил у Хасана аль-Басри: «К моей дочери посватались несколько человек. Так за кого же из них мне выдать её замуж?» «За того, кто боится Аллаха. И если полюбит её, то будет уважать, а если возненавидит – не станет обижать», – ответил он.  Если к девушке сватается достойный, подходящий ей по сословию, равенству рода, культуре, религии, стыдливости и свободе человек, а её отец без причины отказывается выдавать её замуж и подобное повторяется несколько раз, в таком случае опекунство отца снимается. Брачный договор (никях) утрачивает силу и выдать замуж её имеет право имам данного населённого пункта.

Шестое.  Наличие двух свидетелей из числа праведных мужчин-мусульман при заключении никяха.  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никяха без валияи двух справедливых свидетелей» (аль-Байхаки).

Седьмое. Необходимость выплаты махра.

Купить книгу «Любовь, сватовство и брак в вопросах и ответах исламских учёных» с доставкой на дом