Торопитесь покаяться, пока не попали в Ад

Основные условия покаяния (тавбу), необходимые для принятия его Всевышним:

1. Глубокое сожаление о совершённых в прошлом грехах и немедленное прекращение совершения греха.

2. Намерение больше не возвращаться к таким грехам.

3. Возмещение нанесённого вреда другому. Если тот человек умер, то возмещают его наследникам; если их невозможно найти, то за него необходимо раздать садака (пожертвование) в соответствующие места. Следует попросить прощения у того, кому нанесён вред, и по возможности делать ему добро.

4. Обязательно надо возмещать невыполненные обязанности (намаз, пост, закят, Хадж и др.).

Важно, чтобы после покаяния человек воспитывал, тренировал себя в поклонении Всевышнему, чтобы он вкусил горечь поклонения, как раньше вкусил сладость, совершая греховные деяния (до привыкания служение Аллаху кажется горьким, трудным). Надо оставить плохих друзей, есть, пить и носить следует только дозволенное. Нельзя откладывать раскаяние из-за боязни повторного совершения греха. Поистине, когда раб делает тавбу, Аллах принимает его.

 Нельзя терять надежду на милость Всевышнего, потому что это признак неверия. Важно, чтобы люди каялись и просили прощения у Аллаха всё время и не повторяли грехи. «Кающийся не бывает постоянным в грехе, даже если он возвращается к этому греху 70 раз в сутки», так сказано в хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Абу Бакром Сиддиком (да будет доволен им Аллах). Нельзя рабу Аллаха оставлять тавбу, боясь впасть в другой грех. Подобные мысли в сердце вводит шайтан, чтобы раб всё время откладывал покаяние.

Важно не откладывать покаяние из-за таких мыслей, так как мы не знаем, когда наступит последний час. Неизвестно, когда придёт к нам смерть или болезнь, приводящая к ней. Совершите тавбу как можно быстрее, так как главный капитал верующего – это вера (иман). А оставление тавбу может стать причиной впадения его в неверие. И тогда он останется в огне Ада навечно.

Великий алим, Худжатуль-Ислам имам аль-Газали сказал: «Тот, кто откладывает тавбу, находится между двумя большими опасностями.

Первое. С каждым новым совершённым грехом сердце всё больше покрывается ржавчиной. Эта ржавчина, которую почти невозможно удалить, и не даёт нам возможность понимать истину.

Второе. Неожиданная смерть или болезнь не оставит времени для удаления этой ржавчины. Поэтому сподвижники говорили: «Самые страшные крики обитателей Ада – из-за откладывания тавбу». «Не пропал пропавший, кроме как из-за откладывания тавбу, и не спаслись люди, кроме тех, кто пришли к Аллаху с чистой душой (сердцем)».

Торопитесь покаяться, пока не попали в дом разочарования (т.е. Ад). Ох, как охвачен бедами этот дом! Страшны в нём пропасти, вечен в нём пленник, постоянны мучения, сильна жара и велик стон. Напитки его обитателей – мерзкий пот обитателей Ада, мучения их бесконечны, палачи подавляют их, а беды объединяют. Они кричат: «Ох, какая это большая беда для нас». Пламя в них – это страшная жара, их участь – погибель, и нет для них спасения. Их ступни привязаны ко лбу, а лица их чёрные от подлости грехов. Они услышат крики из уготованных им ущелий и долин, плача от подобных мучений: «О Господи, подтвердились Твои угрозы, течёт из нас гной, окружает нас огонь, о Господи, тяжело нам железо, о Господи, сварена наша кожа, о Господи, освободи нас отсюда, мы не возвратимся к своим грехам». Через некоторое время Аллах им отвечает: «Не видать вам этого, указанное время истекло, и нет выхода из дома унижения, убирайтесь прочь туда с гневом Всевышнего». Услышав это, все они поймут, что их тоже ждёт такое мучение.

Аллах послал откровение (вахью) пророку Давуду: «О Давуд, рыдание раскаивающихся грешников Я люблю больше, чем голос совершающего поклонение». В другой священной книге Всевышний говорит: «Клянусь Моим Величием и Могуществом, не заплачет раб из-за боязни предо Мной, иначе как превращу Я его плач в смех в священном месте. Скажи плачущим в страхе предо Мной, что они все первые, на которых снизойдёт Моя милость. Ты скажи Моим грешным рабам, чтобы они дружили с плачущими в страхе предо Мной, может, и на них придёт Моя милость, когда Я направлю ее на плачущих».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет ничего любимее для Аллаха, чем капельки слёз, которые появились из-за боязни перед Аллахом, и капли крови, пролитой в священной войне». Хадис передал ат-Тирмизи.

Не наступило ли время, о бедняк, перестать подчиняться своему нафсу?! Не наступило ли время возвратиться к вратам своего Господа?! Разве ты забыл данные тебе права и блага? Не создал ли Он вас прекрасными, не наделил ли вас любящими сердцами и пропитанием? Не внушил ли Он вам истинную религию Ислам и не наставил ли вас на правильный путь? Не приблизил ли Он вас к Своей милости? И всему этому вы противопоставляете своё забвение Господа, следование страстям, ослушание и грехи. Этим вы нарушаете свой договор с Ним, не выполняете Его повеления и постоянно совершаете грехи, подчиняетесь своей похоти, ослушиваясь Могущественного Аллаха. И если, отдалившись от Него, ты раскаешься и вернёшься к подчинению Ему, Он примет тебя и будет доволен тобою. А если будешь вдобавок и настойчиво служить Ему, то Он приблизит тебя к Себе.

Ибрахим бин Адхам сказал: «Сердце (душа) человека подобно зеркалу. Если шайтан приблизится к нему с чем-нибудь, то оно увидит его. А когда человек совершает грех, на сердце образуется чёрная точка. Когда человек делает тавбу, оно очищает сердце от этой точки, а если он продолжает грешить, то сердце его покрывается чёрными точками, пока полностью не почернеет. После этого проповедь очень редко приносит пользу, следовательно, сердце становится слепым и не воспринимает истину и религию. И тогда для человека становится ничтожным всё, что связано с загробной жизнью (ахиратом).

Главной целью для него становится мирское, он начинает уделять ему больше внимания, и если он услышит об Ахирате и его опасностях, то пропускает это мимо ушей. В сердце у него ничего не остается, оно не заставляет его совершать тавбу, и он теряет надежду на потустороннюю счастливую жизнь, как неверные потеряли надежду на умерших. Больному телу пища не помогает. Когда сердце сильно увлечено мирским, то проповедь и наставления ему не помогут, как дождь не помогает окаменевшей земле. Таким образом, нет пользы в повторении слов «астахфируллах» («прошу у тебя прощения, о Аллах»), в то время как сердце стало невнимательным и чёрным от грехов и забвения. Даже если человек будет днём и ночью повторять эти слова, он не получит пользу, напротив, они могут даже навлечь беду и погибель. Поэтому Рабият аль-Адавият сказала, что наш «астахфируллах» нуждается в многократном произношении «астахфируллах» с раскаянием.