Наше тело - это целый мир…

Человеку не познать себя полностью, но можно понять некоторые качества сердца. А это – один столп. Другой столп человека – тело. И в его сотворении также много чудес. В каждом из внешних и внутренних органов заложены удивительные смыс­лы. И в каждом из них содержатся удивительные премудрости.

В теле человека есть несколько тысяч нервов, сосудов и кос­тей. Каждый из них имеет свою форму и свои качества, и каждый из них сотворён с определённой целью. Ты же обо всем этом не имеешь понятия, зная только в той мере, что руки – для того, чтобы брать, ноги – для ходьбы, а язык – для того, чтобы гово­рить. Но знай, что глаз составлен из десяти различных слоёв. И если в нем хотя бы один из десяти уменьшится, то зрение ис­портится. Ты не знаешь, для чего предназначен каждый слой, к чему он и какая в нем нужда для зрения, тогда как размер глаза сам по себе определяем. Разъяснение науки о нем приводится в книгах. Однако неудивительно, если ты в ней несведущ, ибо ты также не знаешь, для чего служат внутренние органы, типа печени, селезёнки желчного пузыря почек и т. д.

Печень служит для того, чтобы делать одного качества по цвету, крови всю различную пищу, поступающую в неё из желудка, и превращать её в пищу, подходящую для семи органов. Когда кровь в печени становится готовой, от неё остаётся отстой чёрная желчь. Поэтому существует селезёнка, заби­рающая из печени чёрную желчь. Из её верхней части выходит желтоватая пена, которая есть желчь. Для от­тягивания из неё желчи предназначен желчный пу­зырь. В момент выхода из печени кровь бывает жидкой и разбав­ленной. Для изъятия воды из крови, чтобы последняя текла по кровеносным сосудам без чёрной желчи, без желчи и густая, служат почки.

Если желчный пузырь постигнет какая-либо беда и желчь останется, тогда она станет причиной возникновения жел­тухи и желчных болезней. Если станет плохо с селезёнкой, чёрная желчь останется в крови, тогда из-за неё появятся болезни чёрной желчи. Если несчастье постигнет почки, то в крови оста­нется вода, что приведёт к водянке. Точно так же любая часть из внешних и внутренних частей была создана для определённого действия, без которого тело даёт сбой. Однако тело человека, несмотря на свою ограниченность является олицетворением всего мира, поскольку в нем есть определённый пример и показатель всему тому, что су­ществует из сотворённого в мире: кости словно горы, пот словно дождь, волосы словно деревья, мозг как будто небеса, а чувства сродни звёздам.

Приводить это в деталях тоже долго, но для всех родов творе­ний в нем есть свой пример, как то: для свиньи, соба­ки, волка, верховых животных. Но в нем есть и свой показатель всякому существующему в мире ремесленнику. Та сила, которая содержится в желудке, по­добно повару варит пищу. Та, которая направляет очищен­ную пищу в печень, а выжимки отсылает в кишечник как маслодел. Та, что превращает пищу в печени под цвет крови, подобна красильщику. Та, что в груди пре­вращает кровь в белое молоко, а в двух яичках обращает в белую сперму – словно отбельщик тканей – Та, что оттягивает из печени на себя каждую составляющую пищи, сродни гуртовщику. Та, что в почках изымает воду из пече­ни, сливая её в мочевой пузырь подобна водоносу. Та, что выводит наружу выжимки, подобна мусорщику. Та, что вызывает желчь и чёрную желчь, чтобы тело погибло, – как под­стрекающий изнутри ловкач. Та, что устраняет желчные иные недуги, подобна мудрецу или справедливому вождю.

Описание подобных вещей также может затянуться. Цель – в том, чтобы ты узнал о существовании внутри тебя нескольких ты­сяч разнообразных действующих сил, каждая из кото­рых занята у тебя на службе. Ты спишь сладким сном, а ведь они не освобождаются от услужения тебе. Ты же и о них не знаешь, и не воздаёшь благодарности тому, кто поставил их тебе на службу. Если кто-то однажды пошлёт к тебе на службу своего слугу на один день, ты будешь всю жизнь занят тем, что благодарить того. А тебе, в ком находятся несколько тысяч посланных на внутрен­нюю службу ремесленников не отдыхающих ни мгнове­ния в течение всей твоей жизни, не до поминания того самого, .

Познание структуры тела и пользы его органов называют ана­томией. Она – великая наука. Большинство людей в ней несведущи, мало знают, а если и знают, то для того, чтобы стать наставником в медицине. Но врачевание и медицина сами по себе ограниченны, хотя в них и существует потребность. Тем не менее, они не имеют связи с религиозным путём. Однако если каждый всмотрится в тело, чтобы увидеть чудеса творения Всевышнего, то ему волей-неволей станут очевидными три качества из божествен­ных качеств. Во-первых, он поймёт, что создатель этой оболочки и творец этого человека – могущественный настолько совершенно, что к Его могуществу нет пути изъянам и неспособности. Он мо­жет сделать все, что пожелает, поскольку в мире нет ни одного деяния удивительнее того, как из одной капли спермы можно создать такого человека. У того, кто смог сделать подоб­ное, воскрешение после смерти пройдёт легче. Во-вторых, раб божий узнает, что Он – знающий, а Его знание объемлет все деяния. Ибо подобные чудеса вкупе со всеми этими удивительными премудростями невоз­можны без совершенства в знании.

В-третьих, он познает, насколько беспредельна Его милость, милосердие и благоволение по отношению к рабам Своим, так как Он создал все, что нужно, не обратив вспять. Свои деяния, но дав самое необходимое, как то: сердце, печень, мозг и основы жизни, а также то, в чем есть потребность, но нет необходимости, типа рук, ног, языка и глаз. И к тому же дав то, в чем нет ни потребности, ни необходимости, но в чем бывает дополнительная красота и благодаря чему внешность бывает при­ятной, типа черноты волос, алости губ, изгиба бровей, прямоты ресниц глаз и т. п. Он оказал такую милость и благоволение не только человеку, но и всем творениям вплоть до комаров, ос и мух, дав каждому из них все, что следует, и так, как следует. И опять-таки украсив все их формы и внешность приятными узорами и цветами.

Таким образом, именно по этой причине вглядывание в детали творения человеческого тела – ключ к мистическому познанию божественных качеств. И именно на этом основании данная наука благородна, а не потому, что в ней нуждается какой-то лекарь. То же самое случается, когда чем больше проникаешься чуде­сами стихов, сочинениями , искусством, тем больше в твоём сердце величия от этих стихов, сочинений и искусств. Следовательно, чудеса творения Всевыш­него служат таким же ключом к познанию величия Творца, Велик Он и Славен. Сие тоже представляет собой особый раздел мисти­ческого познания души, правда – весьма ограниченный по срав­нению со знанием сердца, поскольку он покоится на знании тела. Тело же подобно верховому животному, где верховое животное предназначено для всадника, а не всадник для верхового животно­го. Однако об этом уже велась речь в той мере, дабы ты понял, что не сможешь настолько легко до конца познать своё тело, несмотря на то, что ближе тебя к тебе нет никого. Тот же, кто, не познав самого себя, уже притязает на познание чего-то иного, подобен обездоленному который не может обеспечить себя едой, но притязает на то, что все неимущие страны едят его хлеб. А такое выглядит как омерзительным, так и нереальным.

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»

Приобрести «Сборник проповедей из Священных Хадисо