Этикет добрачных отношений

В Исламе женитьба является делом богоугодным, это не простая человеческая традиция.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к молодым, говорит: «О община! О молодёжь, вступайте в браки! Воистину это будет притуплять ваши взоры, оберегать вас от лицезрения запретного, а ваши органы – от совершения прелюбодеяния».

И, согласно Сунне Пророка Аллаха (мир ему и благословение), мусульмане, вступая в брак, относятся к этому делу как к одному из религиозных поступков. В этом деле чётко нужно следовать призыву Посланника Аллаха (мир ему и благословение). А значит, в этом есть пророческая этика, которую необходимо знать каждому, чтобы семья была благополучной.

Чтобы в семье была благодать от Всевышнего Аллаха, необходимо соблюдать этику Ислама, которая предшествует женитьбе. Этика Ислама сопровождает нас всегда и присутствует в каждом действии. Хочу рассказать вам об этике, которую необходимо соблюдать до вступления в брак.

Первое – это наилучшим образом выбрать своего спутника или же спутницу жизни. В этом деле люди руководствуются, как правило, разными критериями. Так как мы вступаем в брак, потому что это Сунна Пророка (мир ему и благословение), то, естественно, когда мы выбираем свою будущую спутницу или спутника жизни, и в этом деле мы должны следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Обрати в первую очередь внимание на религию и нравственность будущей спутницы или же спутника жизни».

Какими бы качествами она ни обладала, если у неё нет нравственности и религиозности, то другие достоинства никакой цены не имеют, они не приведут ни к чему хорошему, а лишь к бедам, разочарованию и раздорам, которые обычно кончаются разводами, смутами и разделяют целые роды. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Ты стремись вступить в брак с девушкой, которая обладает нравом и религией».

И более конкретно Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «На женщине женятся из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её знатности, из-за её красоты и из-за её религиозности. Ты же стремись вступить в брак с той, которая в первую очередь обладает религиозностью».

Она должна быть такой, которая боится Всевышнего Аллаха, остерегается Его гнева, соблюдает каноны религии или хотя бы старается их соблюдать; в крайнем случае, такой, которая обладает добрым, чистым, нравом, которая готова принять от тебя религию, принять от тебя взгляды этой религии. Именно такая девушка, жена может радовать твои глаза, будет хорошей воспитательницей твоих детей, которая вместе с материнским молоком даст им богобоязненность и знание об этой религии, её дух. Потому что такая женщина поминает Всевышнего Аллаха, от такой матери дети услышат поминание Аллаха, слова прославления Пророка (мир ему и благословение), чтение Корана, и вообще она – кузница твоего будущего поколения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что, когда мы выбираем будущую супругу, нужно обратить внимание не только на неё, но и на её близких родственников: братьев, мать и так далее. Почему? Потому что Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Вы выбирайте для своего поколения». И этот хадис достаточен для того, чтобы он был ориентиром в выборе будущей супруги для молодого человека. Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Вы выбирайте для своего потомства». А ведь большинство парней, когда выбирают будущую супругу, не о потомстве думают. Сказал Пророк (мир ему и благословение): «Вы выбирайте для своего потомства, выбирайте хорошо, воистину женщины рождают похожих на своих братьев и на своих сестёр».

Поэтому надо обратить на это чуткое внимание. Когда ты очарован красотой девушки, когда видишь её знатность, тебя соблазняет её богатство, не обманись этим, подумай о своём потомстве. И если мусульманин в выборе будет руководствоваться другими принципами, то его, конечно, ожидает унижение, разочарование.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто женится на женщине ради её славы, Всевышний Аллах только унизит; того, кто вступит в брак ради её богатства, Всевышний Аллах сделает нищим; кто вступит в брак с женщиной только ради её знатности, тот будет унижен; а на того, кто вступит в брак с женщиной, желая сохранить свой взор и органы от греха и чтобы крепче связать родственные узы, Всевышний Аллах пошлёт благодать».

Тем молодым, которые думают только о красоте, которые говорят: «Она красивая, больше ничего не надо», Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Вы не вступайте в брак с женщиной только ради её красоты, красота их часто губит; также не вступайте в брак из-за их богатства, их богатство делает их непослушными».

Нередко бывает, что простой выходец из крестьянской семьи ищет богатую невесту и вступает в брак с дочкой богатого человека, после чего отношения у них не ладятся, молодые путаются ролями: он не понимает, кто он в семье, а она очень хорошо понимает, кто она есть. Чтобы такого не было, необходимо, конечно, социальное соответствие во всех отношениях.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «…Вступайте в брак с ними из-за религиозности». Если мы ищем религиозную, а она ещё и красивая и знатная, то это, конечно, очень хорошо, здесь никаких сомнений. Однако дело в том, что основным критерием выбора будущей супруги была религиозность, об этом нужно думать и помнить молодому человеку. Он должен знать, что богобоязненная супруга – основной залог, благополучие и счастье в этой и в последней жизни.

Второе – после того как мы выбрали друг друга, следует посмотреть друг на друга только для того, чтобы увидеть, но не для того, чтобы общаться. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) даже повелевает: «Когда кто-либо из вас сватает женщину, если он сможет посмотреть на неё, пусть он делает это». То есть если он увидит её один раз и будет доволен этой женщиной – вот она, моя будущая супруга! – и будет стремиться вступить с ней в брак, вот это является сунной Посланника (мир ему и благословение).

При этом, конечно, есть необходимые шаги шариатской нормы, которые нужно соблюдать. В частности, ни в коем случае нельзя встречаться в будущей женой наедине. Но, к большому сожалению, западные традиции, культура учит обратному, да и советская культура ещё сохранилась у нас. Поэтому, к большому сожалению, мусульмане, как правило, не соблюдают этого требования. Даже с разрешения родителей девушки встречаются с будущими супругами.

Такое нарушение, конечно, приносит только беду этой семье, приносит только несчастье и отсутствие благодати в этих семьях. Когда люди, просто один раз увидев друг друга, вступают в брак, они остаются в этом браке, но часто встречи ещё до замужества приводят этих людей к ссорам, раздорам, и только беду, только вред приносит общение до женитьбы. Кто-то говорит: «Они же должны друг друга знать!» Конечно, каждый из этих будущих супругов будет стараться играть самую благую роль друг для друга, потому что они думают: «Сейчас мы засватаны, сейчас мы проходим экзамен». Поэтому парень не показывает со своей стороны ничего плохого ей, и она не показывает ничего плохого ему. То есть таким образом узнать друг друга невозможно, поэтому и общение здесь не поможет.

Третье – необходимо учесть свободу выбора молодых. Молодой человек должен иметь свою свободу, и девушка тоже должна её иметь. Бывает, что дети просто соглашаются с выбором своих родителей из-за их воспитания, потому что они верят в то, что их родители им плохого не посоветуют, и поэтому удовлетворены выбором своих родителей. Но бывают случаи, когда дети выражают протест. Если отец знает, что его дочь не хочет выйти замуж за этого человека, то выдавать замуж девушку за человека, которого она видеть не хочет, нельзя. Часто бывает, когда заставляют детей давать согласие. Это приводит к самым худшим последствиям.

Поэтому необходимо, чтобы было согласие, чтобы не было возражений. Обращаюсь к молодым: если у вас хорошие родители, которые боятся Всевышнего Аллаха, которые соблюдают рамки человечности, следуйте их выбору, предпочитайте выбор своих родителей. Но если что-то вас явно не устраивает, вы имеете право, конечно, возражать и требовать уважения к вашему личному выбору.

Айша рассказывала, что пришла одна девушка и сказала: «Мой отец выдаёт меня замуж за двоюродного брата, таким образом он хочет достичь своей цели». Бывает так, что родители настаивают на подобных браках своих детей ради своих политических, имущественных и карьерных интересов. Такие интересы преследовать в браке своих детей нельзя. И вот девушка пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) с жалобой на своего отца. Айша сказала ей: «Подожди, пока придёт Посланник Аллаха (мир ему и благословение)». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришел, выслушал гостью, вызвал её отца и предоставил право выбрать себе мужа этой девушке. И тогда девушка сказала: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я всё-таки предпочту выбор своего отца, всё-таки сделаю так, как хочет мой отец. Однако я хотела показать, что у нас тоже есть свой выбор». Она сказала так, потому что у арабов того времени ещё оставались грубые традиции доисламского периода, по которым женщиной распоряжались как имуществом. И эта сподвижница-мусульманка отстояла своё право, которое дано ей Всевышним Аллахом и Посланником Аллаха (мир ему и благословение).

Четвёртоеэто махр. Махр – это сумма денег или имущество, материальное выражение благодарности за согласие выйти замуж за тебя, вручаемый девушке. У нас махр – общепринятая традиция, однако махр не должен быть чисто символическим, как не должен быть и завышенным. Должна быть умеренность, будь это золото, серебро или материальное имущество, которое переходит в собственность супруги с момента заключения брака. Это называется махр.

Пятоеэто объявление о браке, свадьба. Когда мы говорим «свадьба», то под этим словом, к большому сожалению, большинство людей подразумевает лишь запретное – выпивку и так далее. Но свадьба предписана и в Исламе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Вы делайте свадьбу, даже принося в жертву хоть одну овцу». Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы объявляйте о браке и делайте это и в мечетях, и объявляйте о браке, играя на бубне».

Для того чтобы была благодать, на свадьбу нужно приглашать как богатых, так и бедных людей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самая худшая еда – это еда свадеб, куда приглашают богатых и забывают бедных». И ещё надо обратить внимание на то, что свадьбу следует играть без запретного, тогда в семье будет благодать.

Хочу отметить также следующее. Мне бывает удивителен такой факт: в мечети часто заключаются браки, но, когда наступает месяц май, мусульмане почему-то перестают заключать брачные союзы. Не понимаю. Где такое написано? Пожалуйста, забудьте западные поговорки, не имеющие отношения к нашей религии, и соблюдайте Ислам.

Мусульмане, почему вы боитесь в мае заключать браки? Заключайте их и в этом месяце! Ведь, если кто-либо из мусульман откладывает бракосочетание из-за месяца мая на следующий месяц, он заслуживает только гнев Всевышнего Аллаха, ибо это не причина откладывать брак. Однако до наступления мая начинается атака на имамов с просьбой заключать браки, а возобновляется этот брачный бум после окончания этого месяца.

Неужели же в мае нельзя образовывать крепкие мусульманские семьи? Где сказано об этом? В хадисе ли, в Коране, учёные ли это сказали? Что вы соблюдаете, какие предписания? Вы соблюдаете Ислам или будете верить всяким преданиям и суевериям? Дай Всевышний Аллах, чтобы браки были удачными, чтобы они скрепляли, сближали не только двух людей, но и народы, тухумы, и чтобы приносили эти семьи только хорошее потомство, потомство богобоязненных людей, которые будут двигать наше общество только вперёд!