Справедливость Ислама

Социальное равноправие

Ислам не делает различий между людьми, напротив, стремится к равенству между ними. Ислам не признаёт разницы между правителем и подданным, знатным человеком и простолюдином, сильным и слабым.

Всевышний упрекнул Своего Любимого Пророка (мир ему и благословение) в том, что он уделил больше внимания предводителям курайшитов, отвернувшись от слепого бедняка Ибн Умму Мактума, попросившего научить его тому, что Пророк (мир ему и благословение) узнал от Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) в этот момент беседовал со знатными курайшитами в надежде, что они примут Ислам. Поэтому, когда Ибн Умму Мактум перебил его, на лице Пророка (мир ему и благословение) выразилось недовольство. Он отвернулся от Ибн Умму Мактума, продолжив разговор с вождями курайшитов. После чего были ниспосланы следующие аяты Корана (смысл):

«Он нахмурил своё лицо и отвернулся из-за того, что к нему подошёл слепой . А что дало тебе знать, может быть, он очистится или станет поминать и принесёт пользу ему напоминание ».

Пророк (мир ему и благословение) посетил дом этого бедняка. И каждый раз, когда этот слепой приходил к нему, постелив для него свой халат, Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Мархаба (добро пожаловать), тот, из-за которого меня упрекнул мой Господь» (тафсир «аль-Джалалайн», стр. 585).

Справедливое отношение к немусульманам

Однажды возник спор между халифом Али ибн Абу Талибом и иудеем, который обратился за помощью к судье Шурайху Аль-Кинди. Язид ат-Тайми рассказывал, что однажды Али ибн Аби Талиб нашёл свою утерянную кольчугу у одного иудея. Когда он потребовал её назад, иудей сказал, что это его кольчуга, а затем добавил, что их рассудит исламский судья. После этого они пришли к Шурайху, который, услышав их историю, потребовал от Али двоих свидетелей в качестве доказательства того, что эта кольчуга принадлежит ему. Однако у Али не было свидетелей, кроме его раба и сына. Тогда Шурайх сказал, что свидетельство раба он принимает, а вот свидетельство сына за отца не принимается. Тогда Али согласился с решением судьи оставить кольчугу иудею из-за отсутствия доказательств, после чего удалился. Удивлённый произошедшим, иудей встал и произнёс: «Я свидетельствую, что это – нрав пророков, и что это – религия истины, и что эта кольчуга принадлежит Али! И я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Его!» (Абу Нуайм в книге «аль-Хулья»).

Ещё одна удивительная история о справедливости к немусульманам связана с завоеванием Самарканда. Мусульманский военный генерал Кутайба не дал жителям города возможность выбирать: принять им Ислам, заключить договор с мусульманами или сражаться с ними. Годы спустя жители Самарканда обратились с жалобой к тогдашнему халифу Умару бин Абдуль Азизу. Услышав жалобу, он повелел правителю города немедленно покинуть город и вернуть его местным жителям, а затем предоставить людям возможность выбора. Поражённые таким неожиданным проявлением справедливости, многие жители города приняли Ислам.

Известны случаи, когда мусульмане, зная о правах немусульманских общин, требовали у правителей их исполнения. Омейядский халиф Валид ибн Язид вынудил обитателей Кипра покинуть свою страну и поселиться в Сирии. Исламские учёные посчитали неприемлемым этот поступок. Они явились к халифу в сопровождении его сына и попросили вернуть жителей Кипра на их родную землю. Халиф дал согласие, за что прославился как один из справедливейших правителей династии Омейядов.

Похожий случай произошёл с правителем Ливана Салихом ибн Али, который изгнал целую деревню за то, что некоторые торговцы отказались заплатить пошлины за товар. Правитель был близким советником халифа, однако это не помешало сирийскому учёному написать письмо с осуждением подобного поступка. Часть письма гласит:

«Как Вы могли наказать всех за ошибку некоторых и дойти до изгнания людей из родных домов?»

Этот случай стал весомым аргументом, о котором не стоит забывать. Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит:

«Если кто-либо притеснит зиммия (иноверца, живущего в мусульманском государстве) или возложит на него непосильное, я стану выступать против него в Судный день» (Аль-Байхаки).

В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, повествуется об Асме бинт Абу Бакре, которая спросила Пророка (мир ему и благословение), может ли она принимать свою мать-немусульманку, которая посетила её в Медине, и быть доброй к ней. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да».

Аль-Маварди и Абу Давуд сообщали, что сын Абдуллы ибн аз-Зубайра рассказывал, как его отец говорил ему, что до принятия Ислама Абу Бакр развёлся со своей женой Кутайлой, матерью Асмы. И когда между Пророком (мир ему и благословение) и многобожниками-курайшитами наступило перемирие, она навестила свою дочь в Медине и принесла ей серьги и другие подарки. Асма не хотела принимать дары, не спросив Пророка (мир ему и благословение). В ответ на её вопрос Аллах ниспослал данный аят: «Будьте с ними добры и справедливы». По словам аль-Фараа, Всевышний имел в виду тех, кто заключил соглашение с мусульманами не нападать на них и не поддерживать нападающих. Аллах повелел мусульманам, исходя из этого соглашения, быть добрыми и честными по отношению к немусульманам. Необходимо быть справедливым как с друзьями, так и с недругами.

Имам аль-Бухари и имам Ахмад рассказывали со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) о еврейском мальчике, который прислуживал Пророку (мир ему и благословение), готовил воду для омовения и подавал обувь. Однажды мальчик заболел. Пророк пошёл навестить мальчика и застал его смертельно больным, с отцом, сидящим у его головы. Пророк (мир ему и благословение) предложил ему принять Ислам, сказав: «Нет Бога, кроме Аллаха». Мальчик посмотрел на своего отца, но тот молчал. Тогда Пророк (мир ему и благословение) повторил свой призыв, и мальчик снова посмотрел на отца, который сказал ему: «Послушайся Абуль-Касима». И мальчик перед самой смертью сказал: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и что ты – Его Посланник». И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хвала Аллаху за то, что позволил мне спасти его».

Хафиз Ибн Хаджар сказал, что этот хадис несёт множество указаний на то, что мусульмане могут нанимать на работу немусульман и навещать их, когда те больны, учит нас поддерживать с ними сердечные отношения. Он позволяет нанимать на работу молодых людей и призывать их к Исламу, если они достаточно зрелы, чтобы сделать выбор, а также принимать их обращение, если они приняли Ислам.

Расовое равноправие

Билял из рода Джумах, чернокожий раб эфиопского происхождения, был в числе первых, кто стал мусульманами. Он считается одним из первых страдальцев за веру, так как из-за принятия Ислама его стали подвергать невыносимым пыткам. В доисламскую эпоху чернокожие африканцы считались людьми низшего сорта и использовались главным образом для развлечений или рабского труда. Когда Билял принял Ислам, пытки над ним начались с того, что многобожники вытаскивали его в обеденное время из жилища и бросали обнажённого на палящий песок. Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) пришёл к многобожникам в тот момент, когда они мучили Биляла. Он крикнул: «Неужели вы будете убивать человека только за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах?”». Отдав всё, что требовал Умайя (хозяин Билала), Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) освободил Биляла от тяжких мучений.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники переселились в Медину, была построена мечеть и утверждён призыв к молитве. Кто же удостоится столь величественной чести – ежедневно призывать к пятикратной молитве? Этой чести удостоился сподвижник Билял, который был чернокожим рабом эфиопского происхождения.

Сделав такой выбор, Посланник (мир ему и благословение) тем самым в очередной раз показал, что Ислам далёк от предрассудков, ввергающих одних в унижение другими из-за принадлежности к определённому роду, социальному положению, из-за другого цвета кожи.