Какова настоящая сущность человека?

Поскольку в человеке есть качест­ва диких и домашних животных, дьявольские и ангельские, то от­куда мы знаем, что его основой является ангельская сущность, а все остальное ему чуждо? Откуда нам известно, что он сотворён для того, чтобы обрести ангельские черты натуры, а не какие-то другие качества?

Знай, что сие ты познаешь благодаря тому, что признаешь че­ловека благороднее и совершеннее домашних и диких животных. Приданное всякой вещи совершенство бывает её предельной сте­пенью, ради которой она была сотворена. Иллюстрацией сказан­ному послужит лошадь, которая благороднее осла, поскольку осла создали для перевозки грузов, тогда как лошадь – для военных и боевых маршей, чтобы бежать и идти рысью под всадником, когда потребуется. Таким же образом её наделили силой перевозить груз. Но ей дали то дополнительное превосходство, которым был обделён осел. Если она окажется не в состоянии им воспользо­ваться, то из неё сделают вьючное животное она опустится до степени осла, что будет её гибелью и изъяном.

Так, некоторые предполагают, что человека создали для сна, совокупления и получения наслаждений, поэтому он всю жизнь должен проводить за ними. А другие, подобно тюркам, арабам и курдам, думают, что его сотворили для побед, покорения и завоеваний прочих. И то и другое – заблуждение, так как питани­ем и совокуплением управляет страсть, сама по себе вложенная уже в верховых животных. Так, верблюд ест больше человека, а совокупление происходит чаще у воробьёв. Следовательно, чем человек благороднее их, ведь победы и покорения, если ставят целью присвоение, как таковые тоже присущи диким животным?!

Стало быть, то, чем были наделены домашние и дикие живот­ные, есть и у человека. Но ему было дано значительное превос­ходство над ними. Оно состоит в разуме, с помощью которого он сможет познать Всевышнего, постигнуть все чудеса Его творения и высвободиться из-под власти страсти и злобы. А это – ангельское качество. С таким качеством он стоит над до­машними и дикими животными и все сущее на земле покоряется ему. Об этом сказал Всевышний: «И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, – все, исходящее от Него».

Итак, истина человека заключена в том, что он обладает своим совершенством и своим благородством, тогда как другие его каче­ства являются заимствованными и чуждыми. Их ниспослали ему в помощь и услужение. Поэтому, когда он умрёт, при нем не оста­нется ни гнева, ни страсти, но суть его. Суть чистая и просветлённая, ангельского вида, украшенная мистическим знанием Всевышнего, чтобы, без сомнения, быть спутником анге­лов, а «спутник ангелов» пребывает в этом качестве, когда они постоянно находятся в присутствии божественности, «на седалище истины, пред Царём Всемогущим», или – тёмная, омрачённая и опрокинутая. Тьма – от впитавшей­ся ржавчины мрака греха, а опрокинутость – от убаюканности при­родными чертами страсти и гнева.

Лицо сердца такого отражает стороны этого мира, мира страстей. И целью его является этот мир. А последний находится под тем миром. Вот и получается, что его голова расположена внизу и опрокинута. Смысл «а если бы ты видел, как греш­ники поникают своими головами пред Господом своим» – именно таков.

Тот, кто из их числа, окажется в сиджжине вместе с дья­волом, упаси Аллах. Смысл сиджжина ведом не каждому, поэтому Всевышний сказал: «А что тебе даст знать, что такое сиджжин?»

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»

Приобрести DVD «Фильм Имам аль-Газали»