Что такое душа?

Что касается истины духа, того, что он собой представляет, и того, что является его специфическими свойствами, то божест­венный закон (шари'ат) не позволил спорить о нем. Имен­но поэтому Посланник, мир да пребудет над ним, не дал объясне­ний точно так же, как и сказал Всевышний: «Они спраши­вают тебя о духе. Скажи (смысл): «Дух от повеления Господа моего» (Ко­ран, 17: 85).

 Он получил повеление сказать не более того, что дух – из числа божественных деяний и мира повеления (Салам-и амр). «Разве не от Него Творение и Повеление?» (Коран, 7: 52). Мир творения (алам-и халк) существует отдельно, и мир повеления отдельно. Все то, к чему применимы площадь, размеры и количе­ство, называют миром творения, так как творение в основе слова означает 'определение размера'. Человеческое сердце не имеет размера и количества. Поэтому оно неделимо. Если бы оно было делимо, то было бы допустимым, чтобы в нем присутствовали, с одной стороны, неведение в отношении чего-либо, а с другой – религиозная наука в отношении того же само­го. То есть одновременно оно было бы как учёным, так и невеже­ственным, что невозможно.

Данный дух, несмотря на то, что неделим и к нему неприме­нимо понятие размера, есть творение. А в отношении творения равно говорят 'творить', как и 'определять размер'. Следовательно, в этом смысле он из числа творений. В том, другом смысле он принадлежит миру повеления, а не миру творе­ния, потому как мир повеления состоит из того, к чему неприменимы площади и размеры. Стало быть, те, кто, полагали, что, дух предречён, ошиба­лись, как ошибались и те, кто говорил, что он преходящее свойство (акциденция), так как акциденции свойственно не самостоятельное существование, но подчинённое. Душа же – основа человека. Вся оболочка подчиняется ей. Какой же акциден­цией она может быть? Те, кто говорил, что это тело, также оши­бались, поскольку тело делимо, а душа не может быть поделена. Однако есть нечто другое, что тоже называют духом, который де­лим. Но тот дух присущ животным. Что же до нашего духа, кото­рый мы именуем сердцем, то он – место мистического знания Бога. У животных такого не бывает. Он не тело и не акци­денция, но суть из рода сути ангелов. Познать его истину бывает трудно, а объяснять её недозволительно. Да и в начале следования религиозным путём в такого рода мистическом познании нет нуж­ды, поскольку начало религиозного пути – внутренняя борьба. Когда внутренняя борьба принята как обязательное усло­вие, тогда это мистическое познание будет обретено само по себе, а не от кого-то услышано.

Данное мистическое познание принадлежит к числу таких ру­ководств, о которых Всевышний сказал (смысл): «А тех, которые усердст­вовали за Нас, – Мы поведём их по Нашим путям» (Коран, 29: 69). С тем же, кто все ещё не закончил внутреннюю борьбу, не­дозволительно говорить об истине духа. Однако до внутренней борьбы следует знать о войске сердца, потому как не познавший войска сердца не сможет вести борьбу.

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»

Приобрести DVD «Фильм Имам аль-Газали»