Мы все умрём… а что потом?

Смерть – это завершение материальной формы жизни и переход в духовную форму, то есть переход из не вечной среды обитания в вечную. И только после смерти человек почувствует и узнает, из какой он категории – счастливых или несчастных.

Поминание смерти

Потому как говорить о смерти является полезным, а также сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, чтобы часто думали о разрушительнице наслаждений – смерти, мы также с помощью Аллаха желаем написать о ней, чтоб человек имел представление, с чем он в будущем непременно столкнётся.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أكثروا من ذكر هادم اللذات الموت، فإنه لم يذكره أحد في ضيق من العيش ألا وسعه عليه ولا ذكره في سعة إلا ضيقها عليه

Смысл: «Увеличивайте поминание разрушительницы наслаждений, смерти, поистине не вспоминает её человек бедный, если только ему не покажется, что он разбогател (то есть он будет довольствоваться малым), и не вспомнит её богатый, если только ему не станет тяжко от этого богатства (то есть он почувствует ответственность)».

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Я однажды сидел возле Пророка (мир ему и благословение) и пришёл один человек из ансаров (сподвижники –мединцы), поприветствовал Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и спросил: «О Посланник Аллаха! Кто из верующих самый лучший?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Лучший своим характером», тогда тот задал ещё вопрос: «А кто же из верующих наиболее остроумный?», на что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Те, кто более всех вспоминает смерть, и улучшает свое приготовление к тому, что будет после смерти, они и есть более остроумные» (Ибн Маджах).

Будем ли мы говорить о смерти или умалчивать не играет роли в наступлении её, ведь, если можно было бы забыть о смерти и этим самым отсрочить её, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение), заботясь о своей общине, был бы первым, кто советовал бы это, однако, это не так.

Одно ясно точно, что смерть настигнет и нужно готовиться к ней, руководствуясь религией Аллаха Всевышнего.

Учёные говорят: «Человек, который вспоминает смерть истинным образом (вдумываясь и понимая, что ожидает), мысленно придёт к отречению от мирского, и от всего греховного…». Поэтому лучше помнить о конце, который непременно наступит, и подумать, что же мы приготовили к этому тяжелому переходу.

Ибрахим Ат-Таймий (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Два явления сдерживают меня от мирских наслаждений: 1) воспоминание о смерти 2) воспоминание об отчёте перед Аллахом (в Судный день)».

Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) в книге «ат-Тазкират» пишет: «Умар ибн Абдуль Азиз (да будет доволен им Аллах) собирал всех учёных, и они напоминали друг другу о смерти, и они так плакали, будто перед ними труп (одного из них)».

Имам Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) пишет, что Абу Нуайм (да смилуется над ним Аллах) рассказал:

«Когда перед ас-Саврий упоминали о смерти, то он был как парализованный, и несколько дней, когда люди спрашивали его о чём-то, он отвечал: «Я не знаю! Я не знаю!» (даже если он знал)».

Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) пишет, что Ад-Даккак (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Человек, который думает смерти, обретает три качества: 1) ускорение в покаянии в грехах. 2) довольство малым в сердце 3) горячее желание, активность в поклонении…».

Смертельная агония

Очень часто бытует ложное мнение о лёгкости смерти, что человек умирает легко и безболезненно, это не так, душа человека не желает покинуть этот мир так легко. Человек в агонии испытывает предсмертные муки. Всевышний Аллах в Коране упомянул агонию смерти в некоторых аятах:

وَجَاءَتْ سَكْرَةُ الْمَوْتِ بِالْحَقِّ ذَلِكَ مَا كُنْتَ مِنْهُ تَحِيدُ

Смысл: «И придёт (час) смертельной агонии - истина, в которой нет сомнения и которую ты старался избежать» (Каф, аят 19). Также Аллах сказал:

  وَلَوْ تَرَى إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلَائِكَةُ بَاسِطُو أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُوا أَنْفُسَكُمُ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ

Смысл: «...Если бы ты видел, как эти нечестивые пребывают в пучине смерти, а ангелы извлекают души из их тел сурово и жестоко, ты бы увидел страшную муку, которой они подвергаются, а ангелы им говорят тогда: "Теперь начинается ваше унизительное наказание за то, что вы возводили на Аллаха ложь и превозносились над Его знамениями во Вселенной и над Кораном, пренебрегали ими и не размышляли о них» (аль-Анам, аят 93).

Передаётся в одной истории, которая случилась с народом, жившим до нас. Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) рассказал:

أَنَّ قَوْمًا مِنْ بَنِي إِسْرَائِيلَ خَرَجُوا يَمْشُونَ فِي الأَرْضِ وَيُفَكِّرُونَ فِيهَا ، فَمَرُّوا بِمَقْبَرَةٍ ، فقالوا : لو دعونا الله أن يخرج لنا رجلاً من أهل هذه القبور فَنَسْأله عَن المَوت ، فَدَعوا الله فَخَرَجَ إِلَيْهِمْ رَجُلٌ بَيْنَ عَيْنَيْهِ أَثَرُ السُّجُودِ ، أَسْوَدُ أَوْ حَبَشِيٌّ - أَحَدُهُمَا - فقال : يا قومٍ ، مَا أَرَدْتُمْ إِلَيَّ ؟ لَقَدْ رَكِبْتُمْ مِنِّي أَمْرًا عَظِيمًا ، فَقَالوا : دَعَونَا الله أَنْ يُخْرِج لَنَا رَجُلا نَسْأله عَن المَوت ، فقال : لَقَدْ وَجَدْتُ طَعْمَ الْمَوْتِ وَحَرَارَة المَوْت مُنْذُ أَرْبَعِينَ عَامًا ، فَوَافَقَتْ دَعْوَتُكُمْ سُكُونَهُ عَنِّي ، فَادْعُوا اللَّهَ أَنْ يُعِيدَنِي كَمَا كُنْتُ ، فَدَعَوْنا ، فَأَعَادَهُ كَمَا كَانَ.

Смысл: «Один народ из детей Исраиловых шёл пешком по этой земле будучи в размышлении и, проходя мимо кладбищ, сказали они:

«Не попросить ли нам Аллаха, чтобы с нами заговорил мужчина из обитателей могил, и мы спросили бы его о смерти?» Только они взмолились об этом Аллаху, как тут же явился усопший из могилы.

Это покойный был праведником и усердствующим в поклонении Аллаху, о чём говорил на лбу его след от постоянного пребывания в земном поклоне (в этом мире). Тогда спросил усопший  у них:

«Что вам нужно от меня? Поистине, вы взвалили на меня огромное дело(потревожили)». Они сказали: «Мы молили Аллаха, чтобы Он поднял (из мертвых) человека, у которого мы спросим о смерти», тогда усопший рассказал:

«Поистине, вкус (горечь) смерти я чувствовал уже сорок лет, и совпал день вашей мольбы и ухода горечи смерти. Попросите Аллаха, чтобы он вернул как было (т.е. покой)», и народ обратился к Аллаху с просьбой усопшего» (Итхаф аль-Хайрат,2 том, стр. 420).

Каждая душа вкусит смерть…

Теперь, кто же испытает смерть? Будут ли исключения? Если да, то для кого?

Все, что сотворено является смертным, кроме того, что Аллах пожелал сделать вечным. За всю жизнь человечества некоторые люди пытаются опровергать все, что не видно глазу и нельзя ощутить касанием, даже есть люди, отрицающие Бога, однако есть явление, которое невозможно отрицать, и даже если отрицать, все равно необратимо- смерть. 

В хадисе сказано:

  الموت كأس وكل الناس تشربه

Смысл: «Смерть-это чаша, и все люди выпьют из неё» (Имам Муслим).

Вся жизнь дана человеку для испытания, как он проведёт её – покорится ли Аллаху или подчинится сатане. Аллах в Коране сказал:

الذي خلق الموت والحياة ليبلوكم أيكم أحس عمل

Смысл: «Который сотворил смерть и жизнь, чтоб испытать вас, кто лучше из вас по деяниям» (аль-Мульк, аят 2). То есть жизнь, которую мы проживаем, является для нас испытанием, соответственно, беды, болезни и неудачи есть испытание от Аллаха, дабы проверить нашу веру.

Смерть — это не наказание, а испытание человека, через тяготы смертельных мук человеку прощаются грехи.

Аллах в Коране сказал:

  كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ

Смысл: «Каждая душа (т.е. все, что имеет душу) непременно вкусит смерть (её горечь).  Тогда ангелы сказали: «Мы не телесные создания и нас не коснётся смерть!», в это время ниспослался другой аят:

كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلالِ وَالإِكْرَامِ

Смысл: «Каждый (человек, джинн, ангелы), кто на ней (земле) исчезнут, кроме твоего Господа», ангелы на небесах снова сказали: «Мы жители небес, нас не коснётся смерть, а только тех, кто на земле», и тогда пришёл ещё один аят, в котором говорится:

  كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ لَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

Смысл: «Каждая вещь умрёт, кроме Аллаха, и Ему принадлежит решение, и к Нему ваш возврат». Смерть почувствует каждое живое, джинны и даже ангелы, на небесах и на земле, все, у чего есть душа, умрет, кроме Аллаха Всемогущего и Вечно живого.

Как мы поняли, исключений перед смертью нет, кроме Аллаха, Творца всего сущего, даже сам Ангел смерти будет   умерщвлён по воле Аллаха.

Если бы из творений мог хоть кто-нибудь избежать этой горечи, то самыми достойными были бы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и другие посланники, а если Аллах сделал бы исключение, то опять-таки первым в списке был бы Мухаммад (мир ему и благословение). Но мы видим, что их нет с нами, они покинули этот мир.

Как готовиться? Что делать?

Когда мы убедились, что от смерти не убежать и это неизбежная участь доводами из Корана, сунны и логики, то мы должны смириться и готовиться к ней. Самая лучшая провизия — это богобоязненность. Аллах сказал в Коране:

تَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ

Смысл: «Запасайтесь провизией, а лучшая провизия это богобоязненность, так бойтесь же Меня, о обладатели разума». Самое полезное для человека в мире вечном-это его богобоязненность и, конечно, благие его дела.

Никто не знает, когда придёт его час смерти, человек не проведёт на земле и секунды лишней, а также не уйдёт из этого мира секундой раньше предписанного Аллахом времени. Да поможет нам Аллах в благих делах, и сделает слова при последнем вздохе словами свидетельства о единобожии.