В чём истинная нужда человека?

Знай, что человек в этом мире нуждается в двух вещах:

Во-первых, сохранять сердце от причин, приводящих к ги­бели, и добывать ему пищу;

Во-вторых, сохранять тело от губяще­го (мухлакат.).

Пища для его сердца – мистическое позна­ние и любовь (махаббат) ко Всевышнему, ибо пища для чего бы то ни было должна отвечать его природе и являться его особым свойством. Из сказанного выше выяснилось, что особое свойство человека в этом и заключается. Причина же, приводящая к гибели человеческое сердце, состоит в поглощённости любовью (дусти) к чему-то, кроме Всевышнего. Поэтому нужно заботиться о сердце, так как тело бренно, а сердце вечно. Тело для сердца подобно верблюду для паломника, со­вершающего хаджж, когда верблюд предназначен для паломника, а не паломник для верблюда. Хотя и паломник, по необходимости, должен следить за верблюдом, обеспечивая травой, во­дой и попоной и уделяя ему внимание до Ка'бы, когда, достигнув её, можно будет избавиться от связанных с ним хлопот. Однако он должен ухаживать за ним по мере надобности, поскольку, если всю жизнь он, давая траву и запасаясь ею, будет опекать его, то отста­нет от каравана и погибнет. То же самое относится и к человеку: в случае, если он всю жизнь посвятит уходу за телом, снаб­жая его пищей и оберегая от причин, приводящих к гибели, то упустит своё счастье.

В этом мире тело нуждается не более чем в трёх вещах: съест­ное, надеваемое и кров от холода и жары, чтобы уберечься от при­чин, приводящих к гибели. Стало быть, человеку от дольнего мира для тела необходимо не более этого. Пища для сердца – мистическое познание. Чем его больше, тем лучше. Пища для тела– еда. Если же она превысит свою норму, то станет причиной гибели.

Однако Всевышний вверил человека страсти (шахват), дабы она требовала от него еду, одежду и кров и, таким образом, тело – его верховое животное – избегало бы гибели. В сотворе­нии этой страсти заложено не оставаться в своих границах и хо­теть большего.

Разум ('акл) был сотворён как раз с тем, чтобы удерживать её в своих границах. Божественный же закон (шари'ат,) ниспосылался на языке пророков, мир да пребудет над ними, для того, чтобы они выявили её границы. Но такая страсть была вызвана к жизни в начале творения, в младенце, нуждавшемся в ней. А разум был сотворён позже вслед за ней. Поэтому страсть, заняв определённое место ранее и овладев им, восстаёт против разума.

Божественный закон пришёл позже него, чтобы человек, не отдавая всего себя поиску еды, одежды и жилья и не забывая себя из-за этого, знал, для чего необходимы еда, одежда и кров, для чего он сам явился в этот мир и что он такое. И чтобы он не за­был о пище для сердца, которая есть посмертный путевой припас. Таким образом, из сказанного ты познал истину дольнего ми­ра, его несчастье и пристрастие.

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»

Приобрести DVD «Фильм Имам аль-Газали»