Какие кольца Вы носите?

Ношение кольца женщинами – вековая традиция людей, однако сегодня можно увидеть кольца и у мужчин, соответственно, возникает вопрос можно ли носить кольцо в Исламе? Если можно, то из какого материала? Сколько граммов? На каком пальце руки носить его?

В этой статье мы постараемся раскрыть эту тем, по мере наших сил, и разъяснить положение ношения кольца по всем мазхабам Ахлю Сунна.

Кольцо из золота

В отношении кольца из золота есть разное положение в зависимости от пола и даже возраста, например, взрослому мужчине, женщине или ребёнку – разное решение.

В книгах «аль-Ихтияр» 4том 159стр; «Кифаят ат-Талиби ар-Раббани» 2том 359 стр.; «Кальюби ва Умайра» 2том 23 стр. пишется:

«Учённые единогласны в том, что для женщины дозволяется носить кольца из золота, а для мужчин носить данное кольцо запрещено». Это решение вынесено, ссылаясь на хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором он сказал:

 أحل الذهب والحرير لإناث أمتي وحرم على ذكورها

Смысл: «Дозволяется золото и шелк для женщин моей  общины, но запрещены для мужчин из неё(общины)» (Имам Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи; хадис достоверный). В вопросе о  дозволенности для женщин и запрете для мужчин ученые сошлись во мнениях, , а что касается надевания золотого кольца на ребёнка-мальчика (жен. пола уже ясно), то мнения разделились в мазхабах:

1) Мазхаб имама Шафии: Более сильное мнение, что ребенок, не достигший совершеннолетия,  приравнивается в этом вопросе с женщинами,  поэтому опекун имеет право надевать украшения на ребёнка.

2) Мазхаб имама Малика: Более сильное мнение, что ребёнку порицаемо, а порицание касется того, кто надел на ребёнка золотое кольцо или опекуна. Что касается менее весомого мнения в мазхабе, то речь идет о запрете.

3) Мазхаб Имама Ахмада: запрещено ребёнку носить золотое кольцо.

4) Мазхаб Имама Абу Ханифы: надевать золотое кольцо на ребёнка является порицаемым, близким к запрету (Карахат ат-Тахрим), они основываются на хадисе, переданном от Джабира (да будет доволен им Аллах):

«كنا ننزعه عن الغلمان ونتركه على الجواري

Смысл: «Мы снимали его (золотое кольцо) с юношей, и оставляли девушкам» (Абу Давуд).

Кольцо из серебра

Учёные единогласны в том, что женщине дозволяется носить серебряное кольцо, а в  отношении мужчин есть разногласия по мазхабам:

1) Мазхаб Абу Ханифы: Дозволено мужчине носить серебряное кольцо, и является сунной надевать кольцо тем, кто нуждается в нем как правитель, судья и т.д., а простым людям лучше не надевать.  

2) Мазхаб имама Малика: Нет ничего плохого в ношении серебряного, более того является желательным (сунна), если есть намерение следовать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), а надевать кольцо для самолюбования является запретным.

3) Мазхаб Имама Шафии: Дозволяется, и даже является сунной для мужчин носить серебряное кольцо, независимо от того, имеет он власть или простой мусульманин.

4) Мазхаб Имама Ахмада: Дозволяется носить кольцо мужчине. Сам имам Ахмад сказал, что нет ничего плохого в том, что мужчина носит кольцо.

Учёные единогласны  в том, что ребенку можно носить серебряное кольцо.

Кольцо не из серебра и золота

По мазхабам имамов Ахмада и Малика не желательно мужчинам и женщинам носить кольцо из меди, железа или свинца, руководствуясь хадисом:

أن رجلا جاء إلى النبي - صلى الله عليه وسلم - وعليه خاتم من شبه فقال: "مالي أجد منك ريح الأصنام"؟ فطرحه ثم جاء وعليه خاتم من حديد فقال: "مالي أرى عليك حلية أهل النار"، فطرحه فقال: يا رسول الله لِلَّهِ من أي شيء أتخذه قال: "اتخذه من ورق ولا تتمه مثقالاً"

Смысл: «Один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и на нём было медное кольцо, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не верю своим глазам, я обнаружил от тебя запах идолов?» тогда этот человек снял его, и пришёл в следующий раз уже с железным  кольцом, на этот раз Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«На тебе украшение обитателей Ада!», он опять снял кольцо и сказал: «О, посланник Аллаха! Из какого метала мне взять кольцо?» Пророк ответил: «Возьми из серебра, и чтоб не весил более мискаля (около 4 грамм)»» (Абу Давуд, ан-Насаи).

Также Маликиты сказали: «Кольцо из шкуры, оникса, олова, древесины дозволено для мужчин и женщин».

Ханбалиты сказали: «Дозволяется мужчине и женщине украшения из драгоценных камней, изумруда, хризолита, рубинов, жемчугов и бирюзы». Что касается оникса, то сказали: «Желательно иметь кольцо», и добавили: «дозволено иметь из него кольцо».

Мазхаб Имама Абу Ханифы: Есть разногласие, и Ибн Абидин сказал:

«Итог дискуссий таков, что мужчинам дозволено серебряное кольцо, а что касается колец из железа, золота и бронзы, то это запрещено им, что касается из камня, то дозволено, по мнению Казихана …».

Мазхаб имама Шафии: Также есть разные мнения по вопросу ношения кольца не из серебра и золота. Передается в книге «аль-Маджмуъ» часть из этой дискуссии:

«Сказал автор «аль-Ибана: «Порицаемо надевать кольцо из меди и железа, за этим мнением последовал и автор книги «аль-Баян», такое же решение вынесено и  о кольце из свинца». А автор книги «ат-Татимма» сказал: «Нет порицания в ношении кольца из железа и свинца, ссылаясь на хадис: «…смотри, даже, если кольцо из железа» (аль-Бухари)»» (аль-Маджмуъ 4том, 464стр).

На полях «аль-Кальюбы» сказано:

«Нет ничего плохого в надевании кольца не из серебра, например,  из меди или из других металлов (кроме золота для мужчин)» (2том, 24стр).

На каком пальце желательно носить кольцо.

Единое мнение учёных, что женщине можно носить кольцо на любом пальце рук и даже ног, потому как это украшение для них. Что же касается ношения кольца мужчинами, то есть разные мнения:

1) Мазхаб Имама Абу Ханифы: Стоит мужчине носить кольцо на мизинце левой руки и не на другой, даже если она будет правой. Некоторые считают, что нет разницы, на левой или правой руке.

2) Мазхаб Имама Малика: мнение самого Имама Малика, что желательно носить кольцо на мизинце левой руки, сам Малик носил так. Некоторые учёные считают, что на мизинце правой руки порицаемо носить кольцо.

3) Мазхаб Имама Шафии: Можно мужчине носить кольцо на мизинце правой руки, а также и на мизинце левой руки.

4) Мазхаб Имама Ахмада: Носить кольцо на мизинце левой руки более достойно, чем носить на мизинце правой руки.

Примечание:  Имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллаха) пишет: «Надевать серебряные цепочки для мужчин запрещено, как сказали большинство учёных» (аль-Маджмуъ).

Мы  рассмотрели положение  о ношении кольца, а также некоторые другие вопросы. С помощью Аллаха, надеюсь, что эта статья принесёт пользу.