В чём истинное назначение сердца?

Тело – это вотчина сердца. В этой вотчине у него есть раз­ные воинства. «Никто не знает воинств Господа твоего, кроме Него» (Коран, 74: 34). Сердце, сотворённое Им, было сотворено для загробной жизни. Его дело – устремление к счастью. А его счастье заключено в мистическом познании Всевышнего. Мистическое познание Всевышнего приобретается им благодаря мистическому познанию принадлежащих данному миру творений Всемогущего и Великого Бога. А мистическое познание чудес мира приобретается им благодаря чувствам, которым   необходима опора тела Следовательно, мистическое знание явля­ется его уловом, чувства – его сетью, а тело – его средством передвижения и носильщиком сети. Стало быть, поэтому у него возникла потребность в теле.

Тело же состоит из земли, воды, тепла и холода, что является причиной слабости и опасности погибнуть изнутри из-за голода и жажды, а снаружи из-за воды, огня, умысла врагов, хищников и тому подобного. Таким образом, у него в силу голода и жажды возникает нужда в еде и питье, что приводит к потребности иметь воинство: одно снаружи типа рук, ног и оружия; другое изнутри типа гнева. Поскольку невозможно стремиться к невиданной пище и устра­нять невиданного врага, у него появляется нужда в познающих силах.

Одни силы  внешние, их пять чувств: зрение, обо­няние, слух, вкус и осязание. Другие – внутренние, их тоже пять, местом их прибежища является мозг: сила представления, сила размышления, сила запоминания, сила воспоминания и сила воображения. Каждой из этих сил свойственна особая функция. Если одна из них выходит из строя, то и её функция также нарушается как в религии, так и в мире. В совокупности данные внешние и внутренние войска всецело подчинены сердцу. Оно у всех них – амир и падишах. Когда оно отдаёт приказ языку, то он тотчас говорит, отдаёт приказ руке – она  берёт, приказывает ноге – она движется,, когда велит глазу, он видит, когда отдаёт распоряжение силе размышления, то человек мыслит. Их всех сотворили для добровольного и естественного подчинения ему, чтобы оно, сохраняя тело, обеспечило себя путе­вым припасом для будущей жизни, получило свой улов, завершило торговлю по загробному миру и посеяло своё зерно счастья. Покорность этого войска сердцу пребывает наряду с покорностью ангелов Всевышнему, когда невозможно поступить вопреки ни одному указанию, но – добровольно и ес­тественно подчиниться.

Хотя познавать в деталях воинство сердца и долго, од­нако искомое в нём станет тебе очевидным на одном примере. Знай, что твоё тело – как пример некой страны (шахри). Ру­ки, ноги и части тела подобны мастеровым страны. Плотская страсть (шахват) – как сборщик податей. Гнев (газаб,) – как глава державной стражи. Сердце  – как пади­шах страны, а разум ('акл,) – его вазир. Падишах во всех них испытывает потребность, чтобы править страной. Однако страсть-сборщик податей является обманщиком, назойливым и запутывающим. Что бы ни говорил вазир-разум, у того всё выходит су­против. Постоянно он стремится к тому, чтобы, какое бы ни было государственное имущество, всё изъять под предлогом подати. Гнев – глава державной стражи, очень резкий и злой. Ему нра­вится постоянно убивать, пытать и набрасываться.

Подобно тому, как если бы падишах во всём советовался с визирем и держал лживого и корыстного сборщика податей в узде, не слушая всего того, что он говорит против визира, и визир бы у него властвовал  над главой стражи, чтобы удерживать его от назойливости, а глава стражи был бы у него выбившимся из сил и разбитым, чтобы не преступал свои границы, то в таком случае дела в государстве были бы в порядке. Так же, как если падишах-сердце станет действовать по указа­нию визиря-разума, подчинит плотскую страсть и гнев, отдав управление ими разуму, а не даст разуму стать покорённым ими, тогда дела в государстве-теле пойдут на лад и оно не будет отрезано от дороги к счастью и от прибытия к Владыке божест­венности. Если же он превратит разум в пленника плотской стра­сти и гнева, то государство постигнет разруха, а падишаха – не­счастье и погибель.

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»

Приобрести DVD «Фильм Имам аль-Газали»