Самое малое из того, что мы должны знать о намазе

В этой статье хочу написать об основных моментах и обязательствах молитвы, чтобы каждый новообращённый или мусульманин, который твердо решил начать совершать молитву, могли получить начальный минимум, чтобы молитва была полноценно совершенной.

Статья не носит энциклопедический характер, а всего лишь раскрывает основные составляющие части молитвы, например, условия намаза, омовение (то есть обязательные составные её) и то, что нарушает его, основные составные части самой молитвы и то, что нарушает её.

Важность молитвы мы знаем, и то, что она является вторым столпом после принятия Ислама о многом говорит. Как только человек принял Ислам, сразу нужно учиться совершению молитвы, поэтому это очень нужная статья, для таких людей особенно.

С помощью Аллаха, я постараюсь написать легкую и основательную статью одновременно, то есть буду приводить цитаты из Корана и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в необходимых местах. Итак,

Условия намаза

1)  Быть в омовении, малом (частичное) и большом (ритуальное купание). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لاَ تُقْبَل صَلاَةٌ بِغَيْرِ طُهُورٍ

Смысл: «Не принимается молитва без очищения (малое и большое омовение)» (Имам Муслим).

2) Чистота тела, места совершения молитвы и одежды от наджасы (нечистоты).  Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أما أحدهما؛ فكان لا يستبرئ من البول

Смысл: «Что касается одного из них (наказывают в могиле), то он не очищался от мочи (моча это нечистота)» (Имамы аль-Бухари, Муслим). Также Аллах сказал:

وَثِيَابَكَ فَطَهِّرْ

Смысл: «Одежду свою очищай (от нечистот)» (сура аль-Муддасир, аят 4).

3) Знать наступление времени данной молитвы, если человек совершил молитву, не зная время молитвы, наугад, то молитва не засчитывается.

4) Закрыть аврат (срамные части тела). У мужчин авратом является тело между пупком и коленями, а у женщин – все тело кроме кистей рук и овала лица. Аллах в Коране сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ

Смысл: «О сыны Адама! Закрывайте срамные части тела при каждой молитве» (Этот смысл в «Тафсир аль-Джаляляйн»), обращение ко всем мусульманам.

5) Направление в сторону Киблы. Кибла для мусульман это священная Кааба, которая находится в священной Мекке.  Аллах в Коране сказал:

فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّواْ وُجُوِهَكُمْ شَطْرَهُ

Смысл: «Откуда ты бы не вышел, обращай свое лица в сторону мечети аль-Харам. Где бы вы не оказались, обращайте свои лица в её сторону» (аль-Бакара, аят 150). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

  إذا قمت إلى الصلاة فأسبغ الوضوء ثم استقبل القبلة فكبر

Смысл: «Когда ты встал на молитву, то соверши омовение, потом повернись в сторону Киблы и произнеси такбир (вступительный Аллаху Акбар)» (Имам Муслим и аль-Бухари).

Арканы (обязательные составные части) омовение

Арканами омовения являются шесть вещей:

1)  Намерение. Её совершают сердцем, например, «Я намереваюсь совершить обязательное омовение», одновременно начиная мытье лица.

2) Мытье лица. Само мытье лица также является арканом, то есть совершив намерение, если одновременно не помыть лицо, то омовение не будет действительным.

3) Мыть рук, включая локти. То есть омывать руки (кисти, локтевые суставы), включая локти и чуть выше них.

4) Масху. Это протирание волос головы (если нет волос, то голову) влажными руками.

5) Мытье обоих ног. Омыть ног, включая щиколотки, то есть охватить границы чуть выше щиколоток.

6) Порядок. Нужно соблюдать порядок вышеперечисленных арканов омовения, то есть сначала моют лицо, потом руки, ноги.

Примечание: Молитвы, читаемые во время мытья органов являются желательными, однако нельзя откладывать совершение омовения и молитву из-за их незнания. 

Далее, как вы уже совершили омовение и другие условия молитвы, мы переходим к непосредственным арканам самой молитвы, то есть к минимуму того, что нужно соблюдать в молитве, для совершения полноценного намаза.

Арканы намаза:

1) Намерение. Посланник Аллаха сказал:

إنما الأعمال بالنيات

Смысл: «Поистине, все деяния учитываются по намерениям» (Имам аль-Бухари).

Намерение совершается стоя (тому, кто в состоянии), во время произнесения вступительного такбира (Аллаху Акбар), сердцем. В намерении нужно упомянуть, минимум: 1) какая молитва совершается (утренняя или обеденная и т.д.). 2) Обязательная молитва (фарз) или желательная (сунна). Например: «Я намереваюсь совершить обеденную обязательную молитву, ради Аллаха».

2) Вступительный такбир (Аллаху Акбар) с намерением одновременно (в сердце). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

مفتاح الصلاة هو الطهور وتحريمها التكبير وتحليلها التسليم

Смысл: «Ключ молитвы –это омовение, вступление в молитву – это такбир (Аллаху Акбар), а завершение – это приветствие (ас-Саляму аляйкум)» (АбуДавуд, ат-Тирмизи).

3) Стояние выпрямившись для вступительного такбира. Однажды  Имран  ибн Хасин (да будет доволен им Аллаха) рассказал, что у него было болезненное обострение геморроя, и он спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о совершении молитвы в таком состоянии, на что  тот ответил:

   صل قائما فإن لم تستطع فقاعدا فإن لم تستطع فعلى جنب

Смысл: «Совершай молитву стоя, если не можешь, то сидя, а если и так не можешь, то лёжа на боку» (Имам аль-Бухари).

 Если человек из-за болезни или других объективных причин  не может стоять, то совершает молитву сидя, если и так не может, то лежа (на правом боку желательно).

4) Чтение суры аль-Фатиха (альхам). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب

Смысл: «Нет молитвы тому, кто не прочитал «Открывающую Книги»(сура аль-Фатиха (альхам))» (Имамы аль-Бухаи и Муслим).

Читать суру аль-Фатиха нужно, соблюдая все правила чтения Корана, то есть произнося каждую букву четко и ясно, как требует правило чтения. Правильному  чтению необходимо  научиться у знающего человека. Сегодня, хвала Аллаху, очень много примечетских медресе (школ) по изучению правильного чтения Корана.

5) Поясной поклон и остановка, пауза в таком положении. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

  ثُمَّ ارْكَعْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ رَاكِعًا

Смысл: «…а далее соверши поясной поклон…» (Имам аль-Бухари, Муслим). Пусть согнётся так, чтобы ладони доставали бы да колен.

6) Выпрямление после поясного поклона и пауза, задержка в таком положении. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ثُمَّ ارْفَعْ حَتَّى تَعْدِلَ قَائِمًا

Смысл: «…а далее выпрямись ровно…» (Имамы аль-Бухари и Муслим).

7) Уход на двукратный земной поклон и пауза. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا، ثم ارفع حتى تعتدل جالسا، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا

 Смысл: «…а далее соверши земной поклон, а потому встань с него сидя, а затем соверши ещё раз земной поклон…» (Имамы аль-Бухари и Муслим).

8) Сидение между двумя земными поклонами и пауза в такой позе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:  «…а потому встань с него сидя…» (имамы аль-Бухари и Муслим)

9) Чтение последнего ташаххуда (ат-Тахияту).  Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) рассказал, что они совершали молитву за Пророком (мир ему и благословение) и когда завершили её, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обернувшись сказал:

 إِنَّ اللهَ هُوَ السَّلاَمُ ، فَإِذَا صَلى أَحَدُكُمْ فَليَقُلِ التَّحِيَّاتُ

Смысл: «Аллах - Миротворящий и говорите (в молитве) «ат-Тахияту…»» (аль-Бухари и Муслим). Форма ат-Тахията, пришедшая от Ибн Аббаса:

التَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّيِّبَاتُ لِلَّهِ السَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ السَّلاَمُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

«ат-Тахияту-ль-Мубаракату-с-Салявату-т-Тайибату ли-Ллягь…»

Эту форму передал Имам Муслим, её предпочел в молитве Имам аш-Шафии, и поэту Шафииты читают именно её.

10) Чтение салавата (благословение) на Пророка (мир ему и благословение) в последнем Аттахияте. Однажды, Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и балагословение):

يَا رَسُولَ اللَّهِ كَيْفَ نُصَلِّى عَلَيْكَ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم : قُولُوا اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ

Смысл: «О, Посланник Аллаха! В какой форме мы должны благословлять тебя в молитве?», на что Пророк мир ему и благословение) ответил: «Говорите: «Аллахумма салли аля Мухаммад…»» (Имамы аль-Хаким и Ибн Хабба в своей книге «ас-Сахих»)

11) Сидение для чтения последнего аттахията и салавата в нем.

12) Произнести Салям в конце молитвы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

مفتاح الصلاة هو الطهور وتحريمها التكبير وتحليلها التسليم

Смысл: «Ключ молитвы –это омовение, вступление в молитву – это такбир (Аллаху Акбар), а завершение – это приветствие (ас-Саляму аляйкум)» (АбуДавуд, ат-Тирмизи).

13) Соблюдение порядка выше перечисленных обязательных составных частей молитвы, как мы перечислили. Если совершить арканы молитвы умышленно нарушив   перечисленный порядок, то молитва нарушается.

Действия, нарушающие молитву:

1)  Разговор во время молитвы.  В хадисе от Зайда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он рассказал:

كُنَّا نَتَكَلَّمُ فِي الصَّلَاةِ , يُكَلِّمُ الرَّجُلُ صَاحِبَهُ وَهُوَ إلَى جَنْبِهِ فِي الصَّلَاةِ حَتَّى نَزَلَتْ { وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ } فَأُمِرْنَا بِالسُّكُوتِ وَنُهِينَا عَنْ الْكَلَامِ

Смысл: «Мы разговаривали в молитве (в начале его обязательства), человек говорил со своим товарищем, пока не пришёл аят «Выстаивайте (молитву) ради Аллаха, будучи покорными», нам повелели (Аллах) молчать (т.е. не разговаривать с кем-либо, кроме как обращаться к Аллаху)» (Имамы аль-Бухари и Муслим).

Под словом разговор имеется ввиду проронить одну букву не из молитвы, которая имеет смысл или две буквы, не имеющие смысл.

2) Многократные действия в молитве, не характерные ей. Намаз нарушается при условии, чтобы эти действия совершались подряд. Три или более действий совершенных одно за одним, нарушают молитву.

3) Касание края одежды или тела нечистот (наджас). То есть, если на одежду или тело попала нечистота (наджас) и молящийся сразу не удалил его, то намаз нарушается, потому как одним из условий молитвы является чистота тела, места и одежды от наджасы.

4) Открытие срамных мест во время молитвы.  Если во время молитвы обнажилось срамное место, которое нужно было укрывать, и если молящийся сразу не прикрылся, то намаз нарушается.

5) Еда и питьё в молитве. Какое бы количество пищи и питья не проглотил молящийся, даже самое малое, его молитва нарушается.

6) Нарушение омовения. Нарушение омовения во время молитвы нарушает намаз, случайно нарушилось омовение или умышленно.

7) Харкание, смех, чихание, плач и стон нарушают молитву, если выразилась одна буква, дающая смысл или две и более не имеющие смысл.

8) Сомнение или изменение намерения. То есть, если человек засомневался в намерении совершаемой молитвы (например, если сомневается в намерении на обеденную или предвечернюю молитву) или засомневался прекратить молитву или продолжить её.

9) Отворачивание от Киблы. Отворачивание или отклонение во время молитвы от Киблы (в сторону которого совершается молитва – это Кааба), потому как поворачивание в сторону Киблы является условием молитвы.

В этой статье мы коснулись того минимума порядка совершения молитвы, руководствуясь которым человек сможет совершить обязательные и первоначальные элементы своего намаза, как только решил начать совершать молитву.

Приобрести DVD  «Самоучитель по намазу»