Что такое махр?

Каким должен быть размер махра и в чём его значение?

 В Священном Коране говорится:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً ۚ فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا

 (смысл):

«Даруйте жёнам от чистой души их махр. А если они по доброй воле откажутся от чего-либо , то кушайте это во благо и в удовольствие» (сура «Ан-Нисаъ», аят 4).

Передают со слов Сахля ибн Са‘да (да будет доволен им Аллах), что одна женщина предложила себя (в жены) Пророку (мир ему и благословение), и кто- то из мужчин сказал ему: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! (Если она не подходит тебе,) Выдай её замуж за меня!» Пророк (мир ему и благословение) спросил: «А что у тебя есть?» Он ответил: «У меня нет ничего». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел: «Ступай и постарайся найти хотя бы железное кольцо». И этот человек ушёл, а потом вернулся и сказал: «Клянусь Аллахом, я не нашёл ничего, даже железного кольца, но вот мой изар (брюки), и пусть ей будет половина от него». Сахль сказал: «А у него не было даже накидки».

Выслушав его Пророк (мир ему и благословение) сказал: «А что ей делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты – ничего не достанется ей, а если его будет носить она, ничего не достанется тебе!» Тогда этот человек сел и, просидев долгое время, поднялся (со своего места). Это увидел Посланник Аллаха (мир ему и благословение), который подозвал его (или: и его позвали к нему) и спросил: «Что ты знаешь (наизусть) из Корана?» Он ответил: «Такую-то и такую-то суру», упомянув (названия этих сур), и тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал (ему): «Мы выдаём её за тебя замуж за то, что ты знаешь из Корана» (аль-Хаким).

Иными словами, Пророк (мир ему и благословение) выдал её замуж за этого человека с условием, что он научит её тому, что знает из Корана, о чем прямо говорится в одной из версий этого хадиса. Передают, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) женился на Фатиме (да будет доволен ею Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: «Подари ей что-нибудь». Он ответил: «Но у меня ничего нет». Тогда Пророк (мир ему и благословение) спросил: «А где твоя хутамийская кольчуга?» (Абу Давуд, ан-Насаи).

Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Калым не должен быть меньше 10 дирхемов» (ад-Даракутни).

Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Раби‘а (да будет доволен им Аллах) рассказывал со слов своего отца, что Пророк (мир ему и благословение) разрешил подарить в качестве калыма сандалии. Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал его достоверным.

Женщины же, что выходят замуж, имеют право лично распоряжаться своим приданым (махр), т. к. оно является их собственностью.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً ۚ فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا

(смысл): «... А если они по доброй воле откажутся от чего-либо , то кушайте это во благо и в удовольствие» (сура «Ан-Нисаъ», аят 4).

В этом аяте подчёркивается, что мужья обязаны выплатить им их махр. Далее отмечается, что они имеют право распоряжаться им: хотят– простят, хотя т– возьмут весь или часть. В доисламские времена этому праву препятствовали родственники. Например, опекун невесты забирал приданое себе, словно он продавал какой-либо товар, подобно хозяину. Ислам запретил такие обычаи, превратив брак в соединение двух людей в гармонии и согласии. Ислам вернул женщине право на саму себя, свою честь и на общественное положение. Слово «нихля», употребляемое в аяте, несёт смысл именно того, что даваемо безвозмездно.

Махр не следует завышать, и это порицаемо, и в этом нет ничего благого. Муслим сообщает о том, что некий человек сказал Пророку (мир ему и благословение): «Я женился на женщине». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его: «Сколько ты заплатил в качестве махра?» «Четыре оккийи (т. е. 160 дирхамов)», – ответил тот. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Четыре оккийи?! Как будто вы чеканите серебряные монеты из этой горы…» Этот хадис указывает на нежелательность завышенного махра! Передают, что ‘Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самым лучшим является необременительный калым» (Абу Давуд, аль-Хаким).

Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не делайте калым ваших женщин дорогим, ибо если бы это было достоинством (человека) в этой жизни или богобоязненностью перед Всевышним, то Пророк (мир ему и благословение) опередил бы вас в этом».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не платил за своих жён и не брал за своих дочерей больше, чем 400 дирхемов (серебряные монеты).

Махр необходим для выплаты невесте, в связи с заключением брачного договора, после близости. Его размер может быть определён точно. Если же размер махра не оговорён при заключении брачного договора, то муж должен отдать установленный шариатом махр, который называется махр аль-мисль (т. е. ей необходимо выплатить махр в том размере, который получают или получили остальные женщины из её близкого окружения, без излишества или убавления).

Махр может быть выплачен в виде денег, т. е. иметь вещественную форму, но может быть и выплачен в виде какого-либо полезного действия. Так, Пророк (мир ему и благословение) выдал одну женщину замуж с условием, что муж научит её тому, что он знает из Корана.

Увеличение размера махра в последние годы имеет отрицательные последствия в том смысле, что не позволяет многим мужчинам вступать в брак. Проходит много лет, прежде чем мужчина соберёт необходимую сумму для выплаты махра за невесту.

Это порождает ряд негативных явлений, в том числе:

1) многие мужчины и женщины не вступают в брак;

2) члены семьи женщины придают излишне большое значение размеру махра. Во многих случаях они подходят к махру (калыму) чисто потребительски: если махр значителен, то девушку выдают замуж, несмотря на возможные негативные последствия; а если мал, то предложение отвергается, даже если претендент характеризуется положительно с точки зрения религиозности и нравственности;

3) если взаимоотношения между мужем и женой испортятся, то большой размер калыма, как правило, не позволяет мужу расстаться с женой по-доброму. Он мучает её, издевается над ней, вынуждает её возвратить хотя бы часть калыма. Будь калым незначительных размеров, муж с лёгкостью дал бы ей развод.

...Когда имам Шамиль отправился в Чечню, он застал там множество старых дев с седыми волосами и совсем дряхлых стариков, весь свой век

 проживших холостыми. Причина этого явления заключалась в очень больших размерах махра (от 80–200 серебряных рублей), который большинство населения не в состоянии было внести, особенно при тогдашних военных обстоятельствах, препятствовавших улучшению условий домашнего быта. Последствиями же такого порядка в завершённости махра являлись кража невест, безнравственность убийства и т. д.

Несмотря на то, что кража невесты завершалась большей частью законным браком, она все-таки признавалась в общественном мнении бесчестием и всегда возбуждала между двумя семействами ненависть, вызывающую жестокое мщение. Для решения этой проблемы имам Шамиль собрал всех старейшин из всех чеченских обществ и, объяснив им всю несуразность существующего у них обычая и плачевные его результаты, предложил им установить для калыма норму, которой придерживался сам Пророк (мир ему и благословение), что раз в 20 меньше того, что было установлено у них.

Если бы люди проявляли умеренность и уступчивость в размерах калыма, а влиятельные люди подавали бы в этом деле пример, как это сделал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его последователи, то принесли бы много добра всему обществу и помогли бы многим мужчинам и женщинам. Однако, к сожалению, люди состязаются между собой в увеличении размеров махра за невесту, с каждым годом добавляя к нему то, что раньше не входило в него. И мы не знаем, чем это закончится…