Условное состояние очищения (таяммум) по мазхабу имама аш-Шафии

По шариату сухое омовение – таяммум – это доведение до лица и рук до локтей чистой сухой земли. Таяммум совершают при отсутствии воды или если имеется болезнь на омываемых частях, которая при мытье может ещё ухудшиться. Таяммум позволяется совершить и тогда, когда имеется вода, но она продаётся по завышенной цене.  При наступлении времени, при котором необходимо совершить таяммум, т. е наступило время намаза и нужно совершить омовение, нужно искать воду. Если не нашли воду или мы имеем причину, при которой нельзя использовать воду, то совершают таяммум. К примеру, если имеем рану и невозможно совершить омовение или купание водой, то необходимо совершить таяммум.

Для совершения таяммума существуют три причины:

 1. Отсутствие воды, т. е. если нет воды в пределах, в которые можно будет дойти. К примеру, если между человеком и водой находятся волки или другие хищники, которые могут убить его, то при этом дозволяется таяммум. Будучи в пути или нет, если убедились в отсутствии воды, то не нужно её искать, а совершается таяммум, ибо нет пользы от поисков того, что не найдёшь. Если же есть надежда найти воду, то нужно стараться найти её, спрашивая у спутников, ища во всех четырёх сторонах от себя. Если ищут на ровном месте, то обходят вокруг местность в радиусе полёта стрелы, т. е. 144 метра. Если ищут на неровном месте, то обходят пределы видимого расстояния. Если после этих поисков воду не достанут, то совершают таяммум. Если после вышеприведённых поисков, не найдя воду, совершат таяммум и перейдут на другое место, и там   убедится в отсутствии воды, то вновь нужно её искать. Если точно знаем, что в радиусе 2,5 км. от нас есть вода, то нужно отправиться за ней, если в этом нет риска для себя и для багажа. Если существует опасность, не нужно идти до воды, а совершают таяммум. Если вода находится дальше того расстояния, о котором мы сказали, т. е. 2,5 км., нет необходимости  отправляться туда. В этом случае довольствуются таяммумом.

Если есть уверенность найти воду к концу времени намаза, то лучше подождать до этого. Если нет уверенности, то поскорее нужно совершить таяммум. Если необходимо совершить омовение или искупаться и не хватает для всего этого воды, нужно использовать воду до конца, а за оставшееся совершать таяммум. Покупают воду в том случае, если не нуждаешься в тех деньгах, что отдаёшь за неё; если она имеет сходную цену; если нет долга перед Всевышний Аллахом или людьми; если не нуждаешься в этой плате для пропитания людей, животных, которых он должен прокормить. Если есть возможность получить или попросить воду бесплатно или в долг, то это нужно сделать.  Если будут предлагать деньги в долг, для того, чтобы купить воду, то их не обязательно принимать.

2. Нужда в воде. Если вода нужна для утоления жажды живого существа, то можно, сохранив воду, совершить таяммум;

3. Это наличие болезни на части тела, до которой нельзя довести воду. Если так, то моют здоровые части и совершают таяммум. Для того, кто купается, нет разницы в очерёдности совершения таяммума или мытья здоровых частей тела, но при омовении необходимо соблюдать порядок. Когда дойдёт очередь до мытья больного места, совершают таяммум. Если на омываемых (при малом омовении) частях тела имеются 2 раны, то нужно совершить 2 таяммума. Если же на частях тела имеются 4 раны и на всей голове нет общей раны, нужно совершить 3 таяммума, а на голове делают масху, т. е протирание водой. Если же на всей голове есть рана, то нужно совершить 4 таяммума.  Это если совершить таяммум от малого омовения, но от большого омовения (джанабат) достаточно одного таяммума, даже если на всех органах тела будут раны. Если рана перевязана и наложены гипс или шины, которые невозможно развязать, то моют здоровые места, делают таяммум. На перевязке делают масху водой.

Составляющие (арканы) таяммума

Совершение таяммума имеет пять составляющих:

1. Это подбор земли. Таяммум совершается на лицо и на руки, до локтей, доводя до омываемого места. Когда необходимо искупаться, таяммум совершают таким же образом, но не на другие органы.  Для таяммума пригодно все, что имеет название земля, но она должна быть чистой и пыльной, не использованной предварительно для таяммума. Также нельзя использовать землю, осыпавшуюся с органов таяммума. При подборе земли необходимо иметь намерение использовать её для таяммума;

2. Это имение намерения таяммума, для дозволения, например, намаза. Намерение нужно совершать вместе с соприкосновением руками земли. Также нужно сохранить намерение до тех пор, пока подобранная земля хоть немножко дотронется до лица. Если иметь намерение для дозволения фарза и сунната, то дозволено совершить оба действия;

3. Доведение до всего лица земли;

4. Доведение до кистей и рук, включая локти. Нет необходимости довести землю до основания волос, даже если это будут светлые и редкие волосы;

5. Проведение земли по лицу и рукам по очереди.

Для таяммума необходимо два раза ударять руками по земле: первый раз для проведения по лицу, второй раз для проведения по рукам.  Если земля мягкая, то достаточно дотронуться до неё, не надо бить руками. При соприкосновении с землёй суннат растопырить пальцы и произнести «Бисмилла...». При первом соприкосновении, если на пальце есть кольцо, то суннат его снять. А для второго раза необходимо снять, для того, чтобы до всех пальцев дошла земля. Один таяммум можно использовать для исполнения одного фарза. При совершении совмещённых (перенесённых) намазов для каждого совершают отдельно таяммум. Нельзя одним таяммумом совершить оба намаза. Одним таяммумом можно совершить сколько желаешь действий. Для ратибатов, совершаемых перед намазом, до наступления времени фарз намаза таяммум не совершают.

Если человек находится в заключении, где нет ни воды, ни земли, то из уважения к времени намаза ему нужно совершить намаз, а потом, когда найдёт воду или землю, необходимо его возместить. Если человек, находящийся в пути или дома, совершит намаз после таяммума, сделанного в том месте, где было маловероятно наличие воды, то при обнаружении воды он не обязан возместить тот намаз, если его путь был дозволенным.  Если его путь был недозволенным, то нужно возмещать. Недозволенный путь – это путь беглого раба, вышедшего в путь с намерением украсть, или приобрести что-то греховное.

Если таяммум был сделан для намаза, то намаз нужно возместить, в тех случаях если таяммум был совершён:

1)    из-за отсутствия воды, в недозволенном пути;

2)    из-за отсутствия воды в пути или дома в том месте, где есть большая вероятность того, что найдут воду;

3)    из-за того, что забыл о наличии воды в багаже;

4)    из-за того, что не смог найти в багаже;

5)    из-за сильного холода;

6)    из-за того, что наложили повязку или гипс на органы, на которых делается таяммум;

7)    из-за того, что наложили повязку или гипс без омовения не на органы, на которых делают таяммум.