Как узнать, кому надо раздавать закят?

Категория первая – неимущие (факир). К ним принадлежит тот, у кого нет ничего и кто ничем не в состоя­нии зарабатывать. Если же у него имеется пища на целый день и одежда на всё тело, то он не является неимущим. А если у него пищи не более чем на полдня, он имеет рубаху без платка на голову или платок на голову без рубахи, то он – не­имущий (мискин). Если он – ищущий знания (талиб-и 'илм) и, занявшись ремеслом, отрывается от поиска знания, то он – факир. Но подобные факиры встречаются реже, разве только среди детей. Поэтому устраивают так, что ищут се­мейного (нуждающегося) и часть, для  не­имущих, передают ему через его детей.

Категория вторая – бедняки (мискин ). Бедняком является тот, у кого расходы на важные потребности превышают его доход. Даже, если у него имеются дом и одежда, но при отсутствии достатка в течение целого года, когда его ремесло не восполняет его, допустимо отдать ему столько, чтобы обеспе­чить достаток в течение круглого года. Если у него есть ковер, по­суда и книги, но он испытывает нужду в чем-то) то он – бедняк. Однако, если у него имеется не­что, превышающее его потребность, то он не является бедняком.

Третья категория – те, кто собирают закят, до­водя его до неимущих; им отдается их часть из закята.

Категория четвёртая – новообращённые (му'аллафа), это те, кто только что стали мусульманами. Если им дать какие-то средства, то у других появится стремление, бла­годаря которому они станут мусульманами.

Пятая категоря – самовыкупающиеся рабы (мукатаб). Это рабы, которые выкупают себя, отдавая свою стоимость по частям своему господину.

Шестая категория – те, кто имеют долги, полу­чившиеся не в результате греха, будь то неимущий или богатый, но сделавший долг ради какого-то общего блага, например, чтобы подавить смуту.

Категория седьмая – те воины (гази), у ко­торых нет жалованья из казны, даже если они богаты, им следует дать на путевые расходы из закята.

Восьмая категория – путешественники, не имеющие путевого припаса, будь то проезжие или отпра­вившиеся в путешествие из своего города. Им следует дать в раз­мере, достаточном для питания и арендной платы.

Допустимо прислушиваться к словам всякого, кто скажет «Я – нуждающийся» или «Я – бедняк». Если же выяснится, что он лжёт, тогда закят у него следует изъять. Что касается путешественника, име­ющего путевой припас, или воина, не отправляющегося на войну, то закят у них надо изъять. В отношении других категорий надо поступать, полагаясь на слова облечённых доверием лиц.

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»

Приобрести DVD «Фильм Имам аль-Газали»