Использование слабых хадисов

Сунна Пророка (мир ему и благословение) была передана и сохранена для общины уникальным образом, которого не было ранее в прежних общинах. Понятия риваят, сахих, санад стали использоваться мусульманами для того, чтобы сохранить хадисы Пророка (мир ему и благословение). Хадисы был взяты с уст Пророка (мир ему и благословение), при их сохранении рассматривались правдивость, достоверность и точность передачи каждого слова.

Пророк (мир ему и благословение) сказал следующее: «Да осветит Аллах лица тех, кто, услышав мои слова, доносит их в точности (до других людей)». В достоверном хадисе сообщается:

مَن كذَب عليّ مُتعمّداً فليتبوأ مقعده من النار

«И тот, кто намерено возвёл на меня ложь, пусть приготовит себе место в Огне».

Исходя из этого, первые праведные мусульмане сформировали  такие понятия как риваят, накл, санад, при этом хадисы сохранялись с большой точностью, которые исключали какие-либо предположения или ложь. Учёные хадисоведы классифицировали их на: сахих (достоверный), хасан (хороший), за’иф (слабый). Достоверным хадис считается при определённых условиях, также как и хороший хадис имеет свои условия. Хадис же, не обладающий этими условиями считается слабым. Причина  обсуждения этого следующая: у многих мусульман, слушающих цикл лекций «Фаттабиуни» возникают вопросы. Лекторов останавливают реплики: «Это слабый хадис!» Некоторые используют терминологию науки о хадисах, однако они ничего не знают об этой науке. Это порочная, недопустимая тенденция распространилась в обществе в настоящее время. Это делается без знаний или для того, чтобы помешать распространению Сунны Пророка (мир ему и благословение). Сегодня, не успев рассказать хадис, можно услышать заявление:: «Этот человек передаёт слабые хадисы, не следуйте за ним и  не слушайте его».

Необходимо знать, что слабые хадисы есть во всех книгах с хадисами, кроме книг  «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслима», поэтому их назвали – сахих, так как все хадисы в них достоверные. Однако «Муснад Ахмада», «Сунан ат-Тирмизи», «Муватта имама Малика», сборник Абу  Давуда – книги великих хадисоведов, почитаемых имамов, служителей Сунны Пророка (мир ему и благословение) наполнены сотнями, даже тысячами слабых хадисов. Почему? Какая мудрость в приведении слабых хадисов в книгах? Могли ли они быть малокомпетентными? Нет!

Они были знатоками, они ведали о том, что такое слабый хадис, в каких случаях они приводятся. Необходимо избавиться от этого страха перед слабыми хадисами. 

Хочется упомянуть одну смешную историю, которая произошла в Джидде. Шейх Мухаммад аль-Мути’и давал уроки по хадисам аль-Бухари в местной мечети. Он знал наизусть все шесть сборников хадисов , также он помнил цепь передатчиков каждого хадиса и обладал мудростью. Когда он комментировал один из хадисов аль-Бухари, один из молодых людей  спросил его: «Шейх, достоверен ли хадис, который ты рассказал?». Шейх удивился.Откуда взялось это явление, когда люди, слушая проповеди, говорят: «Я хочу знать, этот хадис достоверен или нет».

Шейх спросил у молодого человека: «А ты знаток хадисов?» Тот ответил «Да, я изучаю хадисы». Шейх начал приводить цепочку передатчиков: «Рассказал Абу Сирадж, рассказал Абу Лябиб, рассказал такой-то, передал такой-то, что Пророк (мир ему и благословение) сказал…». Далее шейх спросил: «Ты подтверждаешь?». Человек ответил: «Да, шейх». Шейх обратился к нему: «Но ведь ты совершенно не обладаешь знаниями. Люди, имена которых я перечислил, являются торговцами».

Ты не знаешь тех, кто передал хадисы сборника аль-Бухари, ты никогда в жизни не слышал имена передатчиков, но пытаешься спорить с учёными. Остерегайтесь этого.  Нет ни одного учёного в истории Ислама, в  книгах или сочинениях  которого не приводился  бы слабый хадис.

Порой человек, услышав в цикле передач «Фаттабиуни» слабый хадис, может сказать: «Всё, что там говорят– ложь».  Такое поведение неправильно, появилась необходимость предупредить людей.

Учёные – хадисоведы говорят, что хадис считается слабым, если у него отсутствуют   одно из условий хадиса-хасан. Хадис-хасан - это хадис, в котором объединились известные условия: забт (точность), а’даля (достоверность), иттисалю санади (непрерывность иснада), отсутствие отклонений, отсутствие недостатков. Если отсутствует одно из этих пяти качеств, хадис считается слабым.  Однако слабый хадис имеет свою классификацию.  Существуют хадис слабый хадис с малой и большой степенью слабости, а также слабый мункар-хадис. У каждого из них свои описания, разъяснения и толкования.

Учёные говорят, как об этом сообщают Ибн Салях в книге «Мукъадимат», имам а-Навави и другие имамы-хадисоведы, что можно совершать поступки на основе слабых хадисов, допускается их передавать, приводит в книгах, лишь их нельзя использовать в качестве доказательств в хараме, или вопросах вероубеждения. Также в слабости хадисов возникают разногласия, кто-то из учёных может посчитать его слабым, другой, напротив, не считает таким.

Важно то, что в наших передачах мы желаем передавать сунну Пророка (мир ему и благословение), значительная часть которой ясна и достоверна.  Изредка приводятся хадисы со слабым риваятом, но это также обосновано знаниями, исходя из правил учёных-хадисоведов.

Заметь важную особенность, что жизнеописание Пророка (мир ему и благословение) передано учёными, но при передаче не рассматривались условия хадисов-сахих. Ибн Исхак, автор самой ранней биографии Пророка (мир ему и благословение) и Ибн Хишам, который отредактировал труд Ибн Исхака, а также учёные-историки, которые жили после них, использовали слабые хадисы.  Если мы начнём опровергать слабые хадисы, то нам придётся опровергнуть множество книг и отказаться от многих книг, которые являются наследием Ислама. Необходимо понять эту мысль, чтобы мы были близки к Пророку (мир ему и благословение), чтобы мы поступали согласно его сунне, крепко придерживаясь его пути и Книги Всевышнего.

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада  ас-Саккафа




Ар-риваят – это наука, уточняющая передачу слов, действий Пророка (мир ему и благословение), описание его качеств и решений.

Ас-сахих – это хадис с непрерывной цепочкой, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его цепочке передатчиков нет никаких отклонений  (шазз) или недостатков  ('илля).

Санад  – это цепь передатчиков хадиса, связывающая его рассказчика с последним передатчиком.

Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим, Сунан Абу Дауд, Сунан ат-Тирмизи, Сунан ан-Насаи, Сунан Аби Маджа