Гордость и многословие

Некоторые люди, услышав истории благочестивых праведников, повествующие о том, каким величием они обладали, ошибочно полагают, что их величие происходит от гордости. Они начинают проявлять гордость в общении с продавцами, обращаются гордо к начальству. Не отдают должного уважения тому, кто это заслуживает. Не подчиняются тому, кому велено Всевышним подчиняться, теряют рамки приличия и становятся гордыми, высокомерными, скандальными, а это не то, о чём мы говорим.

 Один из судей пришёл к правителю Мамуну. Он захлопнул дверь, поднял на правителя голос, размахивая руками, ошибочно пологая, что тем самым приближается к Аллаху, думая, что провозглашает истину перед несправедливым правителем. Он упустил настоящий смысл слова «истина». Когда этот человек закончил свою речь, Мамун сказал: «Присаживайся и успокойся. Всевышний послал того, кто лучше тебя, к тому, кто хуже, и сказал (смысл): “Говорите с ним (Фараоном) мягко” (сура «Та-Ха», аят 44). Ведь Муса (мир ему) и Харун (мир ему) лучше тебя, а я не хуже Фараона».

Налицо различие в понимании величия. Величие обретает тот, кто покорился Творцу. Кто починился Всевышнему, почувствовал смысл этики ко всем творениям Аллаха, произнося соответствующие слова, тот возвысится в сердцах прежде, чем любой притеснитель.

Вспомним Хаджаджа, когда к нему величественно обратился один из великих табиинов, Саид ибн Джубайр. Он ответил ему с величием, однако там не было гордости, лишь величие истины, опирающейся на покорность Всевышнему. Несмотря на то, что Хаджадж убил его, но всё-таки слова Саида оставили след в душе Хаджаджа. Он лишился сна и, ворочаясь в постели, повторял: «Что будет со мной и Саидом ибн Джубайром?»

Величественные слова, не подкреплённые пониманием своей ничтожности перед Всевышним, не воздействуют на собеседника.

Общение с праведниками возвышает тебя, очищает твоё поведение и внутреннее состояние, дружба с ними наставляет. Но послушай, если хочешь приобрести пользу от общения с ними, свяжи своё общение с этикой – «держись адаба на их собраниях».

Страсть к разговору усиливает твоё эго, так как благодаря речи ты показываешь своё знание, понимание, способность объяснить, воздействовать, повелевать благое, запрещать порицаемое, приобретая почёт и уважение людей. Это чревато плохими последствиями. Поэтому в начале пути призывают к молчанию. Стремись в речи лишь к поминанию Аллаха и напоминанию другим об этом действии. Остерегайся многословия, так как это приводит, во-первых, к запретному – хуле, сплетням и др.; во-вторых, к трате времени на то, в чём нет пользы, даже если речь не будет запретной; в-третьих, к потаканию нафсу и самодовольству, будь даже разговор о хорошем.