Причина смут и раскола мусульман

Во времена Умара ибн Абдул-Азиза  был унижен византийцами один мусульманский пленный. Это сообщение дошло до Умара ибн Абдул-Азиза, и он написал письмо правителю Византии: «Перед тем как, прочитав моё письмо, положить его в сторонку, освободи пленного мусульманина. Иначе, клянусь Аллахом, я пошлю на вас армию, которая будет начинаться у моего порога (в Дамаске) и заканчиваться у вас (в Византии)!» В тот же день мусульманин был освобождён (см. книгу Абуль Фараджа Абдурахмана ибн Джавзий «Умар бин Абдул-Азиз»).

Сегодня мусульманское общество переживает нелёгкий период. Видя несправедливость и желая её исправить, народ призывает: «Мы хотим справедливости здесь и сейчас!» Каждый желает общественных перемен, мирного неба над головой, у каждого вопрос: когда закончится весь этот беспорядок?!

Куда же подевался тот УМАРОВСКИЙ дух, который вызывал уважительный страх окружающих врагов? Он так важен сегодня, когда мусульманское общество живёт в нелёгком положении, когда идут непрерывные походы на земли мусульман, когда ни за что ни про что, обозвав «кяфиром», могут убить ни в чём не повинного человека, обворовать магазин, назвав это сбором закята!.. В чём причина сегодняшней нашей слабости? Почему сегодня нет к мусульманам былого уважения? Отчего мы сегодня лишились помощи Свыше?

Причина смут

Для того чтобы разобраться в этом и исправить положение, мы должны в первую очередь разобраться в причинах смут.

Конечно, можно найти различные факторы для этой проблемы, и для каждой написать отдельный материал, но важно найти первоисточник всех проблем.

Найдя первоисточник – причины смут, мы сможем получить ответ на вопрос: почему Всевышний Аллах, вселивший одним лишь письмом Умара ибн Абдуль Азиза  такой страх в сердце византийского правителя, что тот лишился спокойного сна, и всё это по причине одного притесняемого мусульманина, – оставляет нас сегодня без помощи?

Разобраться в этой проблеме нам поможет письмо, написанное вторым правителем мусульман, сподвижником Умаром бин Хаттабом  к Саду ибн Абу Вакасу аз-Зухри аль-Куршиййи с поручением взять на себя командование одним войском: «Именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том! <…> Я повелеваю вам беречься самих себя больше, чем врага, ибо поистине грехи для войска страшнее, чем враг. Мусульманам даруется победа за то, что их враги ослушиваются Аллаха, и если бы не это, мы бы не смогли одолеть их, потому что их снаряжение лучше нашего. И если мы будем ослушиваться Аллаха  так же, как они, у них появится превосходство над нами благодаря их силе. А иначе мы победим их, потому что будем достойнее их, а не благодаря своей силе <…>» (см. «Итмамуль Вафаъ фи сирати аль-Хулафаъ», стр. 124, издательство «Даруль Файха»).

Вы внимаете словам сподвижника Умара: «Если мы будем ослушиваться Аллаха  так же, как они (неверные), у них появится превосходство над нами благодаря их силе»?

Тому, кто внимательно прочёл завещание сподвижника Пророка (мир ему и благословение), становится очевидной причина превосходства наших недругов над нами. Основной причиной нашей слабости является наше ослушание Всевышнего. Мы оставили Его Заповеди и теперь расплачиваемся за это. Если мы ознакомимся с образом жизни наших предков и проведём параллель с нашей, то найдём, что их и наша жизнь как две противоположности, хотя и мы и они называемся мусульманами.

Имам Газали в своей книге «Ихъя» (см. 3-й том) пишет: «У одного человека дома завелись мыши, и ему посоветовали завести кошку, на что хозяин дома ответил: “Я боюсь, что, услышав голос кошки, мыши убегут в дом моего соседа, и тогда я буду из тех, которые желают другим того, что не желаю себе”». Вот настолько наши предки боялись причинить вред  другому!

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Абдуллах ибн Умар  рассказывает, что одному из сподвижников, видя его нужду, принесли баранью голову. Он, считая другого своего знакомого более нуждающимся, чем он сам, отправляет её к нему. Тот также, не считая себя более нуждающимся, чем другой, отправляет третьему... И в итоге, пройдя через семь пар рук, баранья голова возвращается обратно к первому. Вот так сподвижники, хоть и находились в нужде, отдавали предпочтение другим.

Передают, что Масрук попал в очень большой долг. На его брате Хайсаме также был долг. Зная это, Масрук скрытно от своего брата идёт и расплачивается с его долгом. C долгом Масрука, в свою очередь, скрытно расплачивается Хайсама, не задумываясь о своём собственном долге. Таким образом, любовь к своим братьям и помощь им стояла у сподвижников на первом месте.

О пятом праведном халифе Умаре ибн Абдул-Азизе (99/101 годы по хиджре)  и его набожности можно много рассказывать. Известно, что он по ночам не спал, а совершал намазы и читал Коран. Однажды он начал так громко плакать, что разбудил жену. На её вопрос о причине такого громкого плача халиф ответил: «Аллах  в Коране говорит, что часть людей будет в Аду и часть в Раю, я боюсь оказаться среди тех, которые будут находиться в пламени». Тогда они вдвоём сели и плакали до самого рассвета…

Подобных эпизодов в жизни первых поколений мусульман было бесчисленное множество. Каждая минута прожитой ими жизни свидетельствуют о силе духа, крепости имана, стойкости намерения, уровне усердия и самоотверженности.

А есть ли хотя бы десятая доля всего этого у нас? Ответ: «Нет». Наше мировоззрение построено на том, «чтобы было мне хорошо, а другие пусть сами за себя отвечают».

Проводим ли мы ночи в бдении? Нет, мы даже на утренний намаз вовремя не можем встать. А если кто и проводит ночь в бодрствовании, то это порой в ночных клубах и развлекательных центрах. Мы погрязли в грехах, мы оставили заповеди Всевышнего Аллаха, и после этого нам не стыдно жаловаться на то, что Всевышний Аллах нам не помогает?

Священный Коран о причинах смут

Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Несчастия на суше и на море   случаются в наказание за то, что вершили люди своими руками, дабы они вкусили хотя бы частицу того, что они сотворили» (см. Священный Коран, сура «Ар-Рум», аят 41).

Как мы видим, священный Коран говорит о том, что зло на земле появляется «по причине того, что совершают руки людей». Т. е. мы сами виноваты во всех бедах, которыми охвачено наше общество. Именно по причине того, что мы отошли от соблюдения законов Всевышнего и послушания Ему, на нас рушатся эти беды.

Мы выплачиваем сегодня закят, возложенный Творцом? Разве после нашей выплаты закята Создатель лишил нас Своей помощи?

Исполняем ли мы, умма мусульман, как положено свой намаз? Разве при совершении нами полноценного поклонения Ему, возложенного на нас Им Самим, Всевышний Аллах удержал от нас Свою помощь?

Следуем ли мы за Пророком (мир ему и благословение), Абу Бакром , Умаром? Заботимся ли о том, кому подражаем и кому должны подражать? Разве после следования за ними Всевышний Аллах лишил нас Своей помощи?

Так опомнись же, МУСУЛЬМАНИН! Приди к послушанию Всевышнему! Иначе придут времена и похуже нынешних.

Толкование слова «зло»

Зло, упоминаемое в священном Коране, толкуется имамом Шамсуддином Аль-Куртуби (умер в 671-м году по Хиджре) в его книге по толкованию Корана «Джамиу ли Ахкамиль Къуръани» (также её называют «Тафсируль Къуртуби») следующим образом: «У алимов есть разные мнения о понимании слова «зло», которое упоминается в 41-м аяте суры «Ар-Рум». Кутада и Ссуддий объясняют, что зло, упоминаемое в Коране, говорит о придавании сотоварища Всевышнему Аллаху, что является самым большим злом. Ибн Аббас, Икримат и Муджахид сказали: «Под словом «зло», которое появилось на земле, подразумевается убийство, а под словом «зло» на море имеется в виду неправомерное отбирание судов правителем». Некоторые объясняют «зло» как засуху, малый урожай и отсутствие благодати (бараката) <…>, другие толкуют слово «зло» как совершение грехов, разбоя, притеснения» (см. Тафсируль Куртуби, сура «Ар-Рум», аят 41).

Иначе говоря, в появившемся на земле «зле», которое алимы (учёные-богословы) трактуют как:  многобожие, убийство ни в чём не повинных людей, притеснения, отсутствие благодати, – во всём этом виноваты МЫ сами.

Поэтому, если мы хотим социальной справедливости, хотим изменить положение общества в лучшую сторону, то в первую очередь должны сами измениться. Необходимо помнить, что Всевышний Аллах не меняет положения людей, пока люди не изменятся сами. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах  не меняет хорошее положение людей на плохое, пока они сами не изменят его своими грехами» (см. священный Коран, Тафсируль Джалалайни, сура «Ар-Рад», аят 11).

Комментируя этот аят, известный муфассир (толкователь Корана) Абу Джафар Табари (живший в 224–310 годах по Хиджре) говорит: «В этом аяте Всевышний Аллах нам рассказывает, что Он не изменит хорошее положение людей в худшую сторону, пока они сами не изменят это положение, притесняя друг друга, проявляя вражду друг к другу. Вот если они (люди) сами начнут менять положение, притесняя друг друга и проявляя взаимную вражду, то удостоятся они Его наказания и изменится их положение в худшую сторону» (см. Тафсиру Табари, сура «Ар-Рад», аят 11).

Братья, мы сами испортили хорошее положение в обществе, притесняя друг друга и враждуя. Из-за этого Всевышний Аллах забрал у нас мир и спокойствие и лишил Своей помощи.

Хотим наступления лучших времён? Так давайте тогда придём к послушанию Всевышнему Аллаху, чему сегодня никто и ничто не препятствует. А наши недовольные выкрики и возгласы не принесут пользу, если мы сами не захотим и не придём к покорности Творцу. Дай Аллах  всем нам разума это понять и последовать в сторону улучшения своих качеств! Амин!