Плохие качества могут стать преградой между человеком и Раем

Плохие качества могут стать преградой между человеком и Раем, если не распознать и не избавиться от них. Самое опасное, что человек, имеющий всю жизнь плохие качества, привыкает к ним в себе и не может определить их самостоятельно. Поэтому мы приведём хадисы о том, что говорил Пророк (мир ему и благословение) о плохих качествах, а затем скажем о способах избавления от них.

Плохие, порицаемые в Исламе качества: зависть, гнев, показуха, самолюбование, гордыня, сквернословие, ложь, сплетня и т.д., – не только порицаемые качества, но некоторые из них – тяжкие грехи. Про каждый из этих грехов написаны учёными книги.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الشؤم سوء الخلق

Смысл: «Настоящее несчастие (для человека) –это плохой характер» (ат-Табрани, Абу Нуайм, Имам Ахмад). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал:

سوء الخلق شؤم وشراركم أسوأكم خلقًا

Смысл: «Плохой характер –это несчастие, а худший из вас тот, у которого плохие качества» (Имам аль-Хатыб). Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) акцентирует внимание на качества, потому что человек может соблюдать всё, но одним плохим проявлением характера все испортить.

Например, мусульманин может совершать молитвы и посты, но, если один раз посплетничает за спиной кого-нибудь, то Аллах не примет его деяния, потому как хула (сплетня) – тяжкий грех и скверная привычка.

Поэтому, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

 إن سوء الخلق يفسد العمل كما يفسد الخل العسل

Смысл: «Поистине, плохие качества портят деяния, подобно уксусу, портящему мёд» (Имам аль-Хаким). В другом достоверном хадисе сказано:

إن الخلق السيئ يفسد العمل كما يفسد الخل العسل

Смысл: «Поистине, плохие качества портят деяния, подобно тому, как уксус портит мёд» (аль-Аскарий).

 Из этих хадисов становится чётко понятно, что нужно очень сильное внимание уделять своим недостаткам и стараться удалять их, хотя это и очень трудно, иначе ожидает суровое наказание. Так, известен такой хадис:

لا يدخل الجنة سيئ الخلق

Смысл: «Не войдёт в Рай обладатель плохих качеств» (ат-Тирмизи, Ибн Маджах), в котором содержится прямое предостережение тем, кто не старается избавить себя от порицаемых качеств характера, ведь Рай – место пребывания праведных верующих, соответственно, не войдёт туда никто, пока не будет очищен от грехов.

Обладатель плохих качеств мучает самого себя в плане физическом как на том свете, так и на этом свете, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение):

 مَنْ سَاءَ خُلُقُهُ عَذَّبَ نَفْسَهُ

Смысл: «У которого плохой характер, тот наказал сам себя» (аль-Харис от АбуХурайры). То, что человека будут наказывать после смерти за его плохие качества, это понятно, а как же он наказывает сам себя?

Во- первых, уходит благодать из его жизни, он испытывает трудности и испытания.

Во – вторых, своим плохим характером он мучает сам себя, например, от зависти или злости на кого-либо сильно переживает, теряет покой, нервы и здоровье.

 Избавление от плохих качеств

Избавиться от плохих качеств очень трудно и нужно много стараться, а просто взять и измениться невозможно, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

 إذا سمعتم بجبل زال عن مكانه فصدقوا ، وإذا سمعتم برجل تغير عن خلقه فلا تصدقوا به ، وأنه يصير إلى ما جُبِلَ عليه

Смысл: «Если вы услышите, что гора сдвинулась с её основания, то поверье в это , но если вам скажут, что человек оставил свои плохие качества, то не верьте в такое, он вернётся к своим привычкам» (Имам Ахмад).

Действительно, самостоятельно избавиться от порицаемых качеств просто невозможно. Нужно укреплять свою веру чтением Корана, постоянным поминанием Аллаха, благословением Пророка (мир ему и благословение) а также общением с хорошими людьми, то есть постараться поменять своё окружение.

 Даже при соблюдении всех этих условий нет гарантии, что он сразу изменится, ведь работать над собой нужно очень сильно и долго. Надо уповать только на Аллаха, просить его об избавлении от плохого. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) делал следующее дуа:

اللهُمَّ اهْدِني لأَحْسَنِ الأَعْمَالِ وَأَحْسَنِ الأَخْلاَقِ لاَ يَهْدِي لأَحْسَنِهَا إِلاَّ أَنْتَ ، وَقِنِي سَيِّئَ الأَعْمَالِ وَسَيِّئَ الأَخْلاَقِ لاَ يَقِي سَيِّئَهَا إِلاَّ أَنْتَ

Смысл: «О Аллах! Наставь меня на похвальные дела и лучшие качества, ведь только Ты – Наставляющий, и обереги меня от плохих дел и плохих качеств, поистине, только Ты –Оберегающий!» (ан-Насаи). Есть и другое дуа:

 اللهُمَّ أَحْسَنْتَ خَلْقِي فَأَحْسِنْ خُلُقِي

Смысл: «О Аллах! Ты улучшил мое сотворение, так улучши и мои качества!» (Имам Ахмад).

Более простой вариант борьбы с плохими качествами

Мы привели хадис о том, что самостоятельно избавиться от плохого нрава не получится. Для начало нужно распознать в себе эти качества, а это также невозможно самостоятельно, ведь человек привыкает к своему характеру, привычкам и качествам. В таком положении человеку нужен тот, кто будет наставлять его, то есть человек, который сам прошёл путь очищения своей души от низменных качеств и получил разрешение (аль-Иджаза) на наставление других, то есть духовный наставник.

Каждый, кто хочет оказаться среди спасённых в день Великого Суда, пусть старается поменяться в лучшую сторону и оставить свой плохой нрав, и да поможет Аллах в этом нам всем!

Материалы по теме

Яндекс поиск