Таинства выдачи закята

Знай, подобно тому как у намаза бывает определенная внеш­няя форма и определенная истина, которая является духом формы, точно так же бывает и у закята. Когда кто-то не ведает о таинстве и истине закята, тогда он бывает формаль­ным, без духа. Его таинство трояко.

Таинство первое состоит в том, что людям запо­ведано испытывать привязанность и любить Всевышнего. Нет ве­рующего (му'мин), который не притязал бы на это, но им заповедано не любить ничто иное более, чем Всевышнего, как Он велит в Славном Коране (смысл): «Скажи: Если ваши отцы, и ва­ши сыновья...» (Коран, 9: 24). Нет верующего, который не при­тязал бы на то, что больше всего остального он любит Всевышне­го, и не полагал бы, что так оно и есть. Стало быть, появляется нужда в определенных признаках и доказательствах, чтобы никто не возгордился тщетными притязаниями.

Итак, имущество есть одно из возлюбленных, которым тебя испытали, сказав: «Если ты правдив (садик,) в любви, то по­жертвуй этим своим возлюбленным, дабы познать свою степень в любви ко Всевышнему». Отсюда познавшие данную тайну разделились на три категории.

Категория первая– правдивейшие (сиддикун,), которые пожертвовали всё, что имели, сказав при этом: «Отдавать с двухсот дирхамов пять дирхамов – дело скряг. Для нас в любви ко Всевышнему обязательно отдать всё». И некоторые из них отдавали почти половину имущества, а дру­гие – всё имущество подобно тому, как Абу Бакр Сиддик, да будет доволен им Аллах, принес всё имущество, а Посланник, мир да пребудет над ним, спросил:

– Что ты оставил своей семье? Тот ответил:

– Господа и Его Посланника.

'Умар, да будет доволен им Аллах, принес половину имущест­ва. спросил:

– Что ты оставил своей семье? Тот ответил:

– Я оставил столько же, сколько принес.

На что Посланник, мир да пребудет над ним, сказал:

Разница между двумя вашими подаяниями (садака) такая же, как разница между двумя вашими фразами.

он сказал: «Различие ваших степеней соответствует различию ваших изречений».

Категория вторая – добропорядочные мужи (никмар-дан,), которые не потратили за один раз имущество и не имели пустые закрома, но, приберегая его, находились в ожида­нии нужды неимущих. распоряжаясь им как благотворители (хаййир). Они держали себя с неимущими на равных, не ограничиваясь мерой закята, но приходивших к ним нуждающихся они держали как за членов своих семей.

Категория третья – чистые мужи (сарамардан), которые не были в состоянии отдавать с двухсот дирхамов более пяти дирхамов, ограничиваясь обязательным предписанием (фариза), исполняя повеления с радостью и поспешностью и никак не напоминая дарвишам о благодеянии в виде выдачи закята. Это – самая низкая степень, поскольку у всякого, кому Все­вышний дал двести дирхамов, но чье сердце не вдохновляется тем, чтобы по Его велению отдать пять дирхамов в виде закята, не бы­вает и толики любви . А когда он не может дать больше того, его любовь чрезвычайно слаба, и сам он принадле­жит к числу приятелей скряг (бахил),

Таинство второе – очищение сердца от грязи скупости, которая пребывает в сердце подобно некой скверне являющейся причиной недостойности приближения его к присутствию Всевышнего точно так же, как внешняя скверна яв­ляется причиной недостойности его оболочки для намаза. Сердце не очистится от грязи скупости иначе, как через расходование имущества. Именно поэтому закят устраняет грязь скупости срод­ни той воде, которой смывается скверна. И именно поэтому закят и садаку запрещено Посланнику, мир да пребудет над ним, и членам его семьи, ибо надо защитить их положение от загрязне­ний податями людей.

Таинство третье – благодарность за благоденст­вие, являющееся для верующего (му'мин) основанием спокойствия в дольнем мире и в мире загробном. Стало быть, по­добно тому как намаз, хаджж и пост суть благодарность за благо­денствие тела, закят – благодарность за имущество: чтобы, счи­тая себя обеспеченным этим имуществом и видя другого мусуль­манина словно самого себя бедствующим и нуждающимся в нем, он сказал себе: «Он – такой же раб Всевышнего, как и я. В благодарность за то, что Он сделал меня не нуждающимся в нем, а его – нуждающимся во мне, я должен оказать ему покровитель­ство. Не дай Бог, это является неким испытанием: если я проявлю небрежность, то меня сделают таким как он, а его – таким как я».

Итак, каждый должен знать таинства закята, дабы его покло­нение ('ибадат) в закяте не было формальным и бессодер­жательным

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»