Сунна Пророка – как она была записана

После переселения мусульман из Мекки в Медину, и после того, как в Медине зажили мусульмане, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел людям, чтобы они обучались чтению и письму в мечети своего квартала. Во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине функционировали девять мечетей.

В первое время писари Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были заняты записыванием Корана, и это занимало большую часть их времени. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил в первое время писать его хадисы, чтобы они не смешались с Кораном, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) комментировал многие аяты, и высказывался в отношении многих происшествий. Асхабы передавали и рассказывали друг другу слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в устной форме. Потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил некоторым сподвижникам писать хадисы (большая часть того, что было написано из хадисов, было написано в последние годы жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)). Из самых известных записей, сделанных во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это книга под названием «Ас сахифату садикьа», которая включила в себя 1000 хадисов. Автором этой книги был Абдуллах ибну Амр ибну Ас, а также книга Абдуллаха ибну Аббаса, который написал многое из Сунны и жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на досках, которые он носил с собой на маджлисы знаний.

Во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Коран был собран из сердец хафизов и того, что было написано на шкурах и камнях в единую Книгу, а во время правления халифа Усмана он повелел, чтобы Коран, который был собран по указу Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и который хранился у него, потом у халифа Умара, переписать семь экземпляров и отправил их: один – в Мекку, один оставил в Медине, один отправил в Шам, один – в Йемен, один – в Бусру, один – в Куфу, один – в Бахрейн, чтобы объединить людей, после того, как он услышал о разногласиях чтецов. Во время праведных халифов не записывались хадисы и так продолжалось до тех пор, пока не пришёл к власти Умар бин Абдулазиз. Он был из потомков праведного халифа Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах).

Умар Асхаб (да будет доволен им Аллах) выходил по ночам и смотрел, как живут люди в его государстве. И в одну из ночей он услышал разговор одной женщины и её дочери, женщина смешивала молоко с водой, а её дочь сказала ей: «Если бы тебя видел халиф Умар?..», а мать ответила, что Умар Асхаб (да будет доволен им Аллах) не видит их, на что дочь сказала: «Господь Умара видит то, что ты делаешь». Тогда халиф Умар (да будет доволен им Аллах), ничего не сказав им, вернулся домой, позвал своих сыновей и спросил их, кто хочет из них жениться. Один из его сыновей выразил желание, и Умар Асхаб (да будет доволен им Аллах) женил его на этой богобоязненной девушке. И из этого потомства был Умар бин Абдулазиз. Он правил два года с 99 года по хиджре по 101 год. Во время своего правления Умар бин Абдулазиз издал указ, чтобы собирали и записывали Сунну, хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и этот указ он отправил наместникам. Он издал этот указ, потому что он боялся ухода знающих людей и распространения некоторых недостоверных хадисов.

Что такое хадис

Хадис – это то, что сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сделал или подтвердил. Благодаря хадисам сохранилась Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не исчезла. Именно хадис учит и распространяет Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Занятие этим видом науки – очень ценное и вознаграждаемое дело. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « Да осветит Аллах  лицо человека, который услышал от нас что-либо и довёл его в том виде, как услышал. Может быть тот, до кого довели, запомнит лучше, чем слышавший». Таким образом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обособил своей мольбой тех, кто передаёт его хадисы. Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, смилуйся над моими наместниками». Сподвижники спросили: «Кто твои наместники, о Посланник Аллаха»? Он ответил: «Те, которые передают мои хадисы и обучают им людей».

Имамы науки хадисоведения и их книги

Подобно тому, как праведные халифы сохранили Коран, собрав его в единую Книгу, чтобы со смертью тех, кто знал его наизусть, он не исчез, так и имамы хадисоведения начали записывать достоверные хадисы, чтобы они не исчезли и не распространились ложные хадисы.

Имам Малик ибну Анас родился в 93 году хиджры и умер в 179 году хиджры, являющийся основателем Маликитского мазхаба, написал одну из первых и одну из самых известных книг хадисов, книгу «Муватта», которую он составлял на протяжении 40 лет. Валиюллах Аддагьлави сказал: «Книги хадисов делятся на много уровней, и они по достоверности и известности делятся на четыре уровня: первый уровень ограничен в трёх книгах (Муватта, Сахихуль Бухари, Сахихуль Муслим)». Имам Шафии сказал: «Нет на земле книги после Корана достовернее, чем книга имама Малика». Имам Малик родился в 93 году хиджры и умер в 179 году хиджры.

Книга «Муснад» имама Ахмада ибну Ханбала является одной из первых и основных книг хадисов. Имам Ахмад родился в 164 году хиджры в Багдаде в месяце рабиул аваль, умер 241 году хиджры.

Имам Бухари, его имя – Мухаммад сын Исмаила сын Ибрахима. Он родился в Бухаре в пятницу 13-го числа месяца Шавваль 194 года по хиджре, умер в ночь вторника в 256 году хиджры, его возраст был 62 года. Имам Бухари написал книгу «Джамиу сахих», которая известна как «Сахихуль Бухари». Учёные Ислама сказали о ней: поистине, эта книга самая достоверная после Книги Аллаха  (Корана).

Имам Муслим сын Хаджаджа родился в Найсабуре в 206 году хиджры, умер в возрасте 55 лет, в 261 году. Имам Муслим составлял в течение 15 лет книгу «Джамиу сахих», известная во всём мире «Сахихуль Муслим» и собрал в этой книге 12 000 хадисов, которые он выбрал из 300 000 хадисов. Имамы Бухари и Муслим являются предводителями в науке хадисоведения.

Абу Дауд, его имя Сулейман сын Ашаса сын Исхака, родился в 202 году хиджры, умер в 275 году в городе Басре. Он написал книгу «Сунан Абу Дауд». Он собрал в этой книге 4 300 хадисов.

Имам Тирмизи, его имя Абу Иса Мухаммад сын Исы, он родился в 209 году хиджры, умер в 279 году. Он написал книгу «Джамиу Тирмизи» и благодаря этой книге он стал имамом в науке хадисоведения.

Ан-Насаи, его имя Абу Абдурахман Ахмад сын Шуайба сын ан-Насаи, родился в 225 году, умер в Мекке 303 году и похоронен там. Имам ан-Насаи написал известную книгу «Сунану ан-Насаи». Учёные сказали: уровень достоверности этой книги идёт после сборников Бухари и Муслима.

Имам мухаддис Абу Абдуллах Мухаммад сын Язида сын Маджаха известен во всём мире как ибну Маджах. Родился в Кизвине в 208 году, умер в 275 году хиджры. Он написал книгу «Сунан».

Эти имамы – авторы самых известных книг, составленных в науке хадисов. Эти книги: «Муватта»; «Муснад» имама Ахмада»; «Сахихуль Бухари»; «Сахихуль Муслим»; «Сунан Абу Дауда»; «Джамиу Тирмизи»; «Сунан Насаи»; «Сунан ибну Маджах».

Передатчики не ограничивались сбором хадисов у людей своего города или сбором их только из пресветлой Медины. Они выходили в длительные путешествия в далёкие города в поисках достоверных хадисов. Передатчики хадисов путешествовали несколько дней, чтобы изучить один хадис. Среди них были такие, которые проводили в путешествиях несколько лет, доходило даже до 10 лет.

В 6-м веке по хиджре Нуруддин Занки построил первый «Даруль хадис» – это учебное заведение, в котором изучают хадисоведение и хадисы. Нуруддин Занки родился в 511 году, умер в 569 году хиджры. Его прозвищем было – справедливый царь. Он придавал большое значение строительству медресе и открыл их в большом количестве. Потом Насруддин аль Аюбий построил в Каире в 626 году хиджры Даруль хадис. Таким образом, нужда в поездках для изучения хадисов уменьшилась. Но вопреки этому, многие изучающие хадисы предпочитали путешествия по городам в поисках хадисов.

Да увеличит Аллах  в наших сердцах любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и дарует нам следование его Сунне. Аминь!

Абдулмалик Магомедбеков