«Только Тебе мы поклоняемся...»

Смиренность в намазе

 Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала Всевышнему, благодаря милости Которого становятся полноценными благие деяния. Я прошу у Аллаха прощения и сокрытия моих грехов. Мир и благословение нашему Любимцу – Пророку Мухаммаду, его сподвижникам до Судного дня.

Если мы говорим о намазе, о мои братья, то нам следует отметить, что человек стремится к совершенствованию своего служения, он должен пробудиться, если находится в «спящем состоянии», совершая намаз. Особенно, когда он читает суру «Фатиха».

Сердце человека пробуждается благодаря двум вещам: во-первых, в твёрдом решении следовать повелениям Аллаха, во-вторых, в осознании свой нужды во Всевышнем, в понимании своей абсолютной слабости в совершении того, что от него требуют, в избавлении от мыслей, что он имеет какие-то силы. Постигнув две эти истины: стремление совершать всё то, что ему повелевается и отстраняться от того, что ему запрещено, и осознание своей абсолютной слабости – он достигнет степени полной покорности Всевышнему.

Что приводит к осознанию двух этих истин?

Когда человек обращается ко Всевышнему, говоря: «Только Тебе мы поклоняемся. И только Тебя мы просим о помощи», то в первом предложении объявляет о своём твёрдом решении следовать заветам Аллаха. Решимость, в действительности, скрывается внутри человека, она не нуждается в проявлении какой-то силы, решимость не связана с силой и слабостью. Решимость – это направление желания на осуществление того, что велено Всевышним. Это выражается словом Аллаха, который учит нас, как необходимо к Нему обращаться: «Только Тебе мы поклоняемся». Но когда мы проявляем решимость, мы осознаём свою слабость и отсутствие силы совершить что-либо, кроме как с помощью Аллаха. Кто я такой? Я не имею сил для совершения чего-либо. Все мои поступки творит Всевышний. Аяты, которые я произношу, шевеление моего языка – всё это сотворено Всевышним. Моё стояние перед Аллахом происходит лишь благодаря помощи от Аллаха и Его могуществу. Поясные и земные поклоны – благодаря Аллаху. Как же мы произносим: «Только Тебе мы поклоняемся», являясь слабыми рабами. Объяснение этого приходит во втором предложении: «И только Тебя мы просим о помощи», т. е. «я прошу помощи у Тебя, помоги мне совершить то, что я решил совершить. Помоги мне исполнить то, что я обещал Тебе, чтобы я мог следовать Твоим повелениям, не противореча им и отдаляясь от запрещённого Тобой. Если Ты мне не поможешь, поистине, я не в силах совершить то, что Ты требуешь от меня».

Когда человек беспечен, он рассеян в своём общении с Всевышним. Не следует отвлекаться в тот момент, когда мы произносим эти аяты: «Только Тебе мы поклоняемся. И только Тебя мы просим о помощи», в которых содержатся два предложения. Если человек из глубины сердца произнесёт этот аят и обратится к Господу от всей души, помощь придёт: «Только Тебя мы просим о помощи». Если это будет, прежде чем вы приступили к выполнению повелений Аллаха, прежде чем ответили муазину на его призыв, вы охвачены страстями, мирскими соблазнами, испытывали чёрствость сердца и всё того, что вам известно, то когда вы искренне произнесёте слова: «Только Тебе мы поклоняемся. И только Тебя мы просим о помощи», помощь от Аллаха непременно придёт и он скажет: «Лаббайк – Я перед тобой».

Сколько есть людей, отдалившихся от пути Аллаха, но я знаю, что они желают, чтобы Аллах их направил без усердия с их стороны. Я скажу одному из них: «Постучался ли ты в Его дверь? Обратился ли ты к Нему? Склонился ли ты у Его порога? Пожаловался ли ты Ему на свою слабость и свои страсти? Наверняка, ты этого не делал. Потому, что Всевышний отвечает на просьбы и ожидает обращения к Нему»:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ

Смысл: «Когда тебя вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне». (сура «Бакара», аят 186). Слова «Он близок», означают, что Аллах скор в ответе на мольбы, прибегнувших к Нему. Того, кто жалуется Ему, Он оставляет довольным. Тот, кто жалуется на своё скверное состояние, когда низменные страсти овладели им, когда любовь к мирскому охватила его, пусть обратится к Своему Господу и Создателю. Кто ты? Ведь ты не обладаешь ни силой, ни мощью.

Предстань перед Ним и скажи: «Лишь Тебе мы поклоняемся». Только Ты можешь помочь, в том, что я решился следовать Твоим наказам. Затем скажи Ему: «Но мой Господь, я слаб – лишь Тебя мы просим о помощи». Если ты поступишь подобным образом, придёт помощь от Всевышнего. Чтобы эта помощь была оказана, человеку необходимо часто обращаться к Всевышнему с просьбой о ней, так как шайтан не отступает от человека. И если даже шайтан оставит человека на время благодаря обращению к Всевышнему, всё-таки он вернётся вновь и вновь. Ведь и намаз, который мы совершаем повторно, помогает нам в победе над нафсом, намаз помогает нам в победе над шайтаном, каждый раз, когда шайтан стремится одолеть нас. Поэтому Всевышний оказал нам почёт, повелев совершать намаз пять раз в течение суток. Каждый раз, когда ты видишь свой нафс отдалившимся от Всевышнего, и тобой овладевают страсти, в этот момент наступает время следующего намаза, который снова возвращает тебя к Аллаху, и ты опять повторяешь: «Лишь Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим о помощи». О Господь, я возвращаюсь, прося помощи у Тебя.

Вы испытываете денежные трудности?

Если вы испытываете денежные трудности, или вас преследуют семейные проблемы, или переживаете душевные тягости, знайте, что вы можете изменить это состояние на возвышенное, сделав один шаг. Нужно покориться и предстать перед Аллахом.

Я видел слова, думаю, они принадлежат шейху Ахмаду ар-Рифаи. Его однажды спросили, как приблизиться к Аллаху и очиститься от страстей? Он ответил: «С помощью двух шагов: шаг первый – поставить свою ногу себе на шею, шаг второй – приближение к Аллаху». Это означает, что в действительности первый шаг – это покорность, подчинение Всевышнему, чтобы ты понял, что ты ничто, таков смысл слов «поставить свою ногу себе на шею». Шаг второй – приближает тебя ко Всевышнему – это уничтожение твоего нафса, который является преградой между тобой и Всевышним.

Я прошу Всевышнего одарить нас покорностью, чтобы мы почувствовали свою ничтожность. Также я прошу Всевышнего наполнить наши сердца истиной, которая воплотилась в следующем предложении: «Когда мы прибегаем к Аллаху, то один из нас может стать всем», т. е. ты без помощи Аллаха – ничто, но благодаря истиной помощи Аллаха ты становишься всем.

Попросим Всевышнего сделать наши намазы, которыми Он нас возвеличил и благодаря которым мы предстаём перед Ним, нашим лекарством, избавляющим от болезней. Попросим изменить наше состояние, в котором сердца наши черствы (и я испытываю такое состояние), на лучшее, смягчив наши сердца, чтобы мы достигли такой степени, когда Аллах доволен нами.

Стенограмма лекции Рамазана аль-Бути

 Подготовил: Ариф Алиев