Наставление Пророка Мухаммада ﷺ о защите окружающей среды

Пророк Мухаммад  призвал к озеленению окружающего мира

Пророк Мухаммад призвал к озеленению окружающего мира и связывал сохранение окружающей среды с верой в Аллаха. Поскольку весь мир принадлежит Аллаху, человек не имеет права наносить ему вред. Нанесение вреда окружающей среде (почве, растениям, животным и воздуху) и истощение ценных ресурсов земли недопустимо.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если мусульманин посадит семя, которое даст плоды, которыми  будут пользоваться люди, животные или птицы, то этот поступок принимается как садака (милостыня, за которую Аллах даст награду)» (аль-Бухари, 230; Муслим, 1552; Рияд ас-Салихин 135/19).

Природные богатства находятся в совершенном балансе. Пророк Мухаммад ﷺ учил своих сподвижников  тому, что все природные богатства созданы Аллахом и распределены в равновесии. Аллах сказал в Коране: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению», «Всякая вещь у Него имеет меру», «Таково творение Аллаха, Который выполнил всё в совершенстве» (Сура 54, аят 49; Сура 13, аят 8; Сура 27, аят 88).

Люди имеют равные права на использование природных богатств.

Природные богатства – это дар Аллаха всему человечеству. Никто не имеет монопольного права на обладание ими. Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил о том, что люди имеют равные права на воду, пастбище и огонь (источник энергии), кроме того, что является собственностью другого  (Приводит Имам Ахмад и Абу Давуд).

Избегать нанесения вреда – это общее правило.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) установил общее правило по защите природных богатств, сохранению окружающей среды и защите имущества людей, когда сказал своим сподвижникам: «Вы не должны причинять вред, никто не должен причинять вред вам» (имам ан-Навави).

Также Пророк Мухаммад сказал: «Вера в Аллаха состоит из более 60 или 70 ступеней. Самая высшая из них – признание единства Аллаха и произнесение слов ‘Нет божества кроме Аллаха’, а самая низшая ступень –  это устранение препятствия с дороги». Целомудрие – это часть веры (Рияд ас-Салихин 125/9).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) призывал к экономному использованию воды и порицал её чрезмерное расходование.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал сподвижнику, совершающему омовение, чтобы он чрезмерно не расходовал воду, даже, если он находится рядом с рекой (Приводит имам Ахмад и Ибн Маджа).

 По другому случаю, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам, чтобы они не загрязняли стоячую воду и не мочились в неё (Приводит ан-Насаи, имам Ахмад и Ибн Маджа).

Аллах сказал в Священном Коране: «Неужели же неверные не знают, что небеса и земля были единым целым, и что Мы разделили их и сотворили всё  живое из воды…», «Воистину, расточители — братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу неблагодарностью.», «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (Сура «Аль-Анбия», аят 30; сура «Аль-Исра», аят 27; ура «Аль-Араф», аят 31).

Цените окружающую среду

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) призывал людей всегда ценить  и беречь окружающую среду, даже если весь мир и жизнь близится к исчезновению. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если наступит час (Судный день) и у кого-то в руках есть росток, который он может посадить, то пусть сделает это» (имам аль-Бухари).

Верующие в Аллаха должны беречь окружающую среду. Аллах в Коране сказал: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (Сура «Аль-Касас», аят 77).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) призывал к доброму отношению к животным

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выступал против несправедливого заточения животных или ограничения их в чем-либо без серьёзных  на то оснований. Он (мир ему и благословение Аллаха)  не любил, когда животных хлестали или били по голове. Он (мир ему и благословение Аллаха)  учил людей бережному и доброму отношению к животным, и делал это на  примере  конкретных жизненных случаев, обстоятельств или известных историй.  Животные и все творения являются членами сообществ наряду с людьми.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) донёс до нас слова Всевышнего Аллаха: «Нет ни животного, движущегося по   земле или под землёй, нет ни птицы, летающей на своих крыльях в воздухе, которые не были бы созданы Аллахом, которым Он не придал бы определённые свойства,  и которые  подобно вам  не составляли бы общины.  Мы ничего не упустили из этой Книги, хранимой у Нас. Да, они все вместе с другими поколениями будут собраны в Судный день перед своим Господом-Творцом для воздаяния!» (Сура «Аль-Анам», аят 38).

Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) хотел дать наставление одному человеку относительно доброго отношения к животным. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал тому человеку,  что его верблюд пожаловался в связи с тем, что хозяин заставлял его  носить  непосильный  груз.

В другом случае, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Если кто-то забрал детенышей этой птицы, тот должен вернуть их матери» (эта птица носилась как обезумевшая) (Рияд ас-Салихин, 2/1610).

В 627 году н.э. он руководил  верующими, ведя их в Мекку для выполнения Умры (религиозное богослужение или малое паломничество). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) изменил маршрут движения колонны верующих, не желая испугать животное, у которого в это время начались роды. Это место находилось близко к территории, которое называлось Худайбия (оно так и называется до сих пор в Саудовской Аравии).

Взято из книги «Мухаммад - Человек, Лидер и Посланник Аллаха»

Автор - Хусам Диб