Реализм суфийской мысли

Не секрет, что авторы многих исследований суфийской мысли относят её к области метафизических, идеалистических и мистических учений. Вполне очевидно, что такие определения суфийского духовного наследия выносятся скоропалительно, без серьёзных на то оснований, ибо сфера метафизических и идеалистических проблем суфийской мысли не во всём совпадает со сферой проблематики философии, которая есть сфера чистой, абстрактной мысли. Напротив, в сущности своей суфийская мысль всегда находится в неразрывном союзе с опытом жизни, с экзистенциальным опытом человека (с его существованием, наличным бытием), с его общественным и нравственным опытом.

Коль скоро всякая мысль, направленная на объективное рассмотрение места человека в обществе и его общественных и моральных проблем, есть мысль реалистическая, то и суфийская мысль – это мысль реалистическая, исходящая из опыта. Через обращение к особенностям суфийской мысли мы приведём доказательства для подкрепления нашего утверждения. Во-первых, суфийская мысль является динамичной, способной к эволюции мыслью. Всякая изменяющаяся мысль – это мысль, опирающаяся на общественный опыт, ибо человек и общество в целом обращаются к опыту для выработки оптимальных путей решения проблем. А раз все остальные развивающиеся философские учения, способные изменяться и эволюционировать, являются общественными по своему характеру и связанными с судьбой человека, то из этого становится понятным, что суфийская мысль есть мысль динамическая, прогрессивная. Она ориентирует человека на деятельное изменение устаревших моральных норм общества на новые.

Поскольку каждое нравственное качество есть способ и личного, и общественного поведения, обладающего духовной и практической природой, то и суфийское поведение действует в строгом соответствии этой логике. А потому действие, направленное на изменение природы человека, рассматривается в суфизме как общественное действие.

Во-вторых, суфийская мысль – это мысль, ориентированная на действительное обновление материальных и духовных основ общества. Не всякое общественное учение с необходимостью ратует за реальное обновление. Напротив, зачастую целью многих учений является слом старых общественных установлений и замена их на новые порядки, чуждые природе человека, как это имеет место в тех учениях, которые опираются на материалистические принципы. И, напротив, вполне очевидно, что суфийская мысль основана на стремлении к обновлению через призму обращения к человеку на философском уровне понимания его сущностной, родовой природы во имя высоких гуманистических целей.

В-третьих, суфийская мысль – мысль практическая, ибо она сосредоточена не только на умозрительных проблемах и не сводится к банальным истинам и житейским мудростям. Напротив, суфийская мысль сходит с высот рассуждений на арену исторических деяний человека и переводит умозрительные слова в действия. И тогда всякие теоретические посылы по необходимости становятся прелюдией к действию.

Суфийская мысль, как квинтэссенция мысли исламской, по природе своей оказалась в истории пригодной для изменения общества, и она ориентировала людей на поиски эффективных средств общественного переустройства.

Суфийская практическая мысль подпитывалась из теоретических источников и моральных принципов всем тем, что может послужить действенным средством для формирования гармонично развитой активной личности, занимающей достойное место в обществе.

И если видных представителей классической суфийской мысли характеризуют как сторонников отшельничества, уединения и отказа от связи с миром, то необходимо разъяснять, что эти положения суфийского учения не следует понимать буквально, учитывая, что видные суфийские учёные были и великими реформаторами, осуществившими подлинную революцию в умах людей в истории Ислама.

Истинный критерий развития общества – это критерий единства теории и практики. По мере того, как достигается приращение знаний, углубление в познание окружающего мира, нравственный прогресс и укрепление любви людей друг к другу, происходит настоящий прогресс в жизни цивилизации и в сфере человеческих духовных ценностей.

Бесспорно, в суфийской мысли содержится сильный рационалистический потенциал, обращённый к человеку, в котором сочетаются ценности сугубо теоретического разума, опирающегося на логический дискурс, и ценности сердца, постигающего реальность посредством интуиции и богоданных состояний. И тогда перед «малым», или обычным, человеческим разумом раскроются новые способности божественного познания, посредством которых его ум превратится в «большой» светоносный разум, способный познавать внешние явления мира и его сокрытое, невидимое. Такой разум начнёт познавать внешние стороны бытия посредством теоретического ума, а сокрытое – посредством сердца, которое, будучи одним из орудий познания, дополнит теоретический разум.

В-четвёртых, суфийская мысль – историческая мысль, ибо суфии – сыны своего времени. Поэтому бессмысленно любое требование к суфиям отказаться от участия в решении проблем общества. Суфии – сыны своего времени до тех пор, пока они участвуют в обновлении и развитии общественной жизни. Если бы суфии отказались от участия в историческом процессе, то их мысль не заслуживала бы никакого внимания, не являлась бы предметом исследования учёных в настоящее время. Сейчас как раз наступило время для реализации этой мысли, которая направлена на изменение человеческой истории, на переход от истории внешнего, механического изменения, от истории, подчиняющейся фактору слепой необходимости и развивающейся в узких заданных рамках, к истории, ход которой определялся бы собственной, внутренней логикой.

Суфии – сыны своего времени, поэтому им следует стать участниками движения за общественное изменение, прилагая все свои нравственные силы, умственные и физические способности. И если суфии станут участниками исторических событий своего времени, то они обязательно будут и субъектами истории со своим проектом изменения общества, основанного на принципах взаимного уважения и диалога. И это является ещё одной особенностью суфийской мысли.

В-пятых, суфийская мысль – мысль, призывающая к миру и диалогу. В противовес идеологиям радикального изменения общественных устоев, для которых характерен упор на классовую борьбу, суфийская мысль является мыслью, в которой содержится призыв к общественному миру и диалогу между цивилизациями. Программа по реформированию общества, основанная на принципах суфийской мысли, не ограничена только рамками собственно исламской общины. Напротив, она способна перешагнуть различные региональные, географические и культурные границы, расширяя пространство утверждения общечеловеческого гуманизма в соответствии с принципами мирного сосуществования и межцивилизационного диалога. А главное – раскрыть суть единой основы человечества, а именно любви, которая позволит человеку обрести мир с самим собой и с другими людьми, независимо от их принадлежности к разным религиям и от их идеологических и расовых различий.

Суфийская мысль опирается на исламские принципы миролюбия и диалога с другими культурами, а потому заслуживает быть названной мыслью, ориентирующей людей на прогрессивное изменение общества и его нравственности.

Доктор Мухаммад Адвани,

профессор факультета арабской филологии

Рабатского университета (Марокко)

Перевод с арабского – И. Насыров