Нужно ли выплачивать закят с мёда?

Нужно ли выплачивать закят с мёда? Если да, то какой минимальный порог, по достижению которого закят становится обязательным? Каков размер закята?

Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов (правовые школы) сошлись в том, что с мёда обязуется выплачивать закят в размере 1/10 доли. Однако минимальный порог (нисаб), по достижению которого закят становится обязательным, у них разнится: учёные ханбалитского мазхаба считают, что нисабом для мёда является 10 афарков, 1 фарк равняется 16 иракским ратлям, а один иракский ратль примерно равен 470 граммам. То есть закят с мёда обязуется выплачивать, если его будет не менее 75 кг.

В качестве довода в пользу обязательности выплаты закята с мёда богословы приводят историю, в которой говорится, что жители Йемена спросили Умара бин аль-Хаттаба  (да будет доволен им Аллах) об обязательности выплаты закята с мёда, на что второй праведный халиф ответил им: «Вы должны выплачивать 1 фарк из каждых 10».

Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) говорил, что закят с мёда нужно выплачивать в размере 1/10 доли, не взирая на количество мёда. А по мнению того же ханафитского учёного Абу Юсуфа,  закят с мёда нужно выплачивать только, если количество мёда будет не менее 5 васков, что равняется 720 килограммам.

Богословы, утверждающие обязательность выплаты закята с мёда опираются на следующие доводы:

1.            Хадис, приводимый в сборнике Ибн Маджи, переданный от Абдуллаха бин Амра (да будет доволен им Аллах), который сказал, что Пророк (мир ему и благословение) собрал с мёда 1/10 долю.

2.            Хадис, приводимый в «Сунан аль-Байхаки» от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) написал письмо жителям Йемена, чтобы они выплатили 1/10 долю из мёда».

3.            Хадис, приводимый Ибн Хузайматом, в котором говорится, что племя Бану Шаббаба выплачивали Пророку (мир ему и благословение) из мёда 1/10 долю, а Пророк (мир ему и благословение) взамен предоставлял защиту их двум долинам, что были пчелиными пастбищами.

Богословы маликитского и шафиитско мазхабов считают, что закят с мёда не выплачивается, за исключением случая, если он будет предметом торговли, подобно тому, как обязуется выплачивать закят с  реализации любого товара. Учёные обоих мазхабов заявляют, что нет достаточных доводов, которые указывали бы на обязательность закята с мёда. Этого же мнения придерживались и такие богословы как аль-Бухари, Ибн аль-Мунзир, Ибн Абд аль-Барр и другие.

Самым достоверным доводом тех, кто полагает, что закят с мёда обязателен является выше упомянутый хадис, приводимый Ибн Хузайматом (да смилуется над ним Аллах) в своём сборнике достоверных хадисов. Однако, по мнению шафиитских и маликитских  учёных,  этот хадис не указывает на предписание закята с мёда, поскольку вероятнее всего, что мёд, который платили жители племени Бану Шаббаба  был платой за охрану их пчелиных пастбищ. Это мнение подкрепляется  и той историей, где эти жители прибыли к Умару бин аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) в период его правления и рассказали о своём договоре с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), а Умар (да будет доволен им Аллах) велел своему наместнику  Суфьяну  бин Абдуллаху  охранять их поля, если они будут отдавать столько же мёда,   сколько посылали Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), иначе он перестал бы охранять те пастбища. Если бы то, что они выплачивали Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) было бы закятом, Умар (да будет доволен им Аллах) повелел бы своему наместнику в Йемене взимать мёд силой,  а не договаривался бы с ними.

Купить книгу «Мёд пчелиный: питьё, в котором лечение для людей»