Суррогатное материнство

Вопрос: У одного мужчины есть две жены, одна из  которых  бесплодная. Можно ли взять яйцеклетку одной жены, оплодотворить её семенем мужа, а затем внедрить в матку второй - бесплодной жены?

Ответ: Вся хвала Аллаху, Господу миров, наилучшее благословение и приветствие нашему господину Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам. Итак:

Всевышний Аллах говорит: «Их жёны — не матери им, их матерями являются только те женщины, которые их родили» (Сура "Аль-Муджадаля", аят 2), и это  во-первых.

إِنْ أُمَّهَاتُهُمْ إِلاَّ اللاَّئِي وَلَدْنَهُمْ

Во-вторых, человеку дана мирская жизнь для испытания его веры, если Аллах облагодетельствует его каким-нибудь благом, он должен быть благодарным Ему за это, а если же нашлёт на него несчастье - проявить терпение.

В-третьих, обнажать аврат без острой необходимости грешно.

Ссылая на все выше сказанное можно сделать вывод:

Не дозволено оплодотворять семенем мужчины (мужа) яйцеклетку одной из его жён с последующим внедрением этой яйцеклетки в матку другой его супруги по следующим причинам:

1. Кто будет считаться матерью будущего ребенка – та, яйцеклетку которой использовали или же та, что родила? Та, чью яйцеклетку использовали, не родила ребенка, и так же родившая не является хозяйкой яйцеклетки. Такая операция не что иное, как забава, и она запретна по Шариату.

2. Для этой процедуры необходимо обнажить аврат без острой необходимости, что запрещено Шариатом.

3. В этом есть попирание прав ребёнка, поскольку он не будет знать,  кто его мать: та, чья яйцеклетка была использована или та, что выносила её (яйцеклетка) и родила?

4. Такой поступок может сильно рассорить обеих жен, ибо, если ребёнок будет хорошим (красивым, умным, смышлёным и т.д.) каждая из них будет претендовать на него, называть своим. А если же ребенок будет нехорошим - они обе откажутся от него (мол, он не мой, а её). В резолюции, принятой съездом исламского права, принятой во время третьей конференции в Омане в 1407 году по хиджре под номером 16 (4/3) сказано: «Обращение к  ниже приведённым первым  пяти методам грешно по Шариату  они строго запретны  сами по себе или же из-за тех обстоятельств, которые вытекают после такой процедуры - смешения родословной и потери права на материнство…  Проводить искусственное оплодотворение, использовав семя и яйцеклетку супругов, а затем  внедрять оплодотворённую яйцеклетку в матку другой жены этого мужчины».

На вопрос ответил муфтий аль-Баба (Сирия) Ахмад Шариф ан-Наасан

Отрывок из резолюции съезда исламского права:

Обращение к ниже приведённым пяти методам грешно по Шариату, они (первые пять методов) строго запретны сами по себе или же из-за тех обстоятельств, которые вытекают после такой процедуры - смешения родословной и потери права на материнство…

Первый метод: Оплодотворение сперматозоидом мужчины яйцеклетки посторонней для него женщины и затем внедрение этой оплодотворенной яйцеклетки в матку его законной супруги.

Второй метод: Оплодотворение яйцеклетки замужней женщины семенем не своего мужа.

Третий метод: Оплодотворение яйцеклетки женщины семенем её мужа, а после внедрение его в матку посторонней женщины (суррогатной матери).

Четвёртый метод: Внедрение в матку замужней женщины оплодотворённой яйцеклетки посторонней для нее женщины семенем постороннего для них обоих мужчины.

Пятый метод:  Оплодотворение, используя  семя и яйцеклетку супругов, а после внедрение оплодотворённой яйцеклетки в матку другой жены этого мужчины".

Шестой и седьмой варианты не запретны, если принять все обязательные меры предосторожности, эти виды:

Шестой метод: Оплодотворение яйцеклетки женщины сперматозоидом мужчины, приходящихся  друг другу мужем и женой,  и внедрение этой яйцеклетки в матку женщины – супруги, у которой она и была взята.

Седьмой метод: Внедрение мужского семени посредством инъекции в матку его супруги.

Материал перевёл и подготовил Мухаммад-Амин Магомедрасулов

الحمد لله رب العالمين, وأفضل الصلاة وأتم التسليم على سيدنا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين, أما بعد

فيقول الله عز وجل: {إِنْ أُمَّهَاتُهُمْ إِلاَّ اللاَّئِي وَلَدْنَهُمْ}, هذا أولاً

ثانياً: الإنسان خُلِق في هذه الحياة للاختبار والابتلاء, فإن ساق الله تعالى إليه نعمة وجب عليه الشكر, وإن ساق إليه مصيبة وجب عليه الصبر.

ثالثاً: كشف العورات حرام شرعاً إلا لأمر ضروري.

وبناء على ذلك:

فلا يجوز أخذ ماء الرجل وماء زوجته الأولى, ثم زرع ذلك في رحم الزوجة الثانية, وذلك للأسباب التالية:

1ـ الطفل الذي سيولد من هي أمه؟ هل هي صاحبة الماء؟ أم التي ولدته؟ فصاحبة الماء ما ولدته, والتي ولدته ليست صاحبة الماء, فهذا الفعل ما هو إلا عبث ولا يجوز شرعاً.

2ـ في هذا الفعل كشفٌ للعورات من غير ضرورة, وهذا يحرم شرعاً.

3ـ في هذا الفعل امتهان للولد في المستقبل بحيث لا يعرف من هي أمه الحقيقية, هل هي صاحبة الماء أم التي ولدته؟

4ـ هذا الفعل قد يؤدي إلى خلافات كبيرة بين المرأتين إن كان الولد صالحاً, فكلُّ واحدة منهما تدَّعيه لنفسها, وإن كان غير ذلك فكل واحدة منهما تتبرَّأ منه.

كما جاء في قرار مجمع الفقه الإسلامي المنعقد في دورة مؤتمره الثالث بعمان 1407هـ رقم 16 (4/3) ما نصه:

(أولاً: الطرق الخمس التالية محرَّمة شرعاً, وممنوعة منعاً باتاً لذاتها, أو لما يترتَّب عليها من اختلاط الأنساب وضياع الأمومة...

الخامسة: أن يجري تلقيح خارجي بين بذرتي زوجين, ثم تزرع اللقيحة في رحم الزوجة الأخرى). هذا, والله تعالى أعلم.

 أولاً : الطرق الخمس التالية محرمة شرعاً، وممنوعة منعاً باتاً لذاتها أو لما يترتب عليها من اختلاط الأنساب وضياع الأمومة وغير ذلك من المحاذير الشرعية .

الأولى : أن يجري التلقيح بين نطفة مأخوذة من زوج وبييضة مأخوذة من امرأة ليست زوجته ثم تزرع تلك اللقيحة في رحم زوجته .

الثانية : أن يجري التلقيح بين نطفة رجل غير الزوج وبييضة الزوجة ثم تزرع تلك اللقيحة في رحم الزوجة .

الثالثة : أن يجري تلقيح خارجي بين بذرتي زوجين ثم تزرع اللقيحة في رحم امرأة متطوعة بحملها .

الرابعة : أن يجري تلقيح خارجي بين بذرتي رجل أجنبي وبييضة امرأة أجنبية وتزرع اللقيحة في رحم الزوجة .

الخامسة : أن يجري تلقيح خارجي بين بذرتي زوجين ثم تزرع اللقيحة في رحم الزوجة الأخرى .

ثانياً : الطريقان السادسة والسابعة لا حرج من اللجوء إليهما عند الحاجة مع التأكيد على ضرورة أخذ كل الاحتياطات اللازمة وهما :

السادسة : أن تؤخذ نطفة من زوج وبييضة من زوجته ويتم التلقيح خارجياً ثم تزرع اللقيحة في رحم الزوجة .

السابعة : أن تؤخذ بذرة الزوج وتحقن في الموضع المناسب من مهبل زوجته أو رحمها تلقيحاً داخلياً .

والله أعلم