Опасность пренебрежения намазом

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Горе верующим, небрежным в своих молитвах» (Сура «аль-Ма‘ун», 107:4–5).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это те, которые откладывают молитву и не совершают её вовремя».

Ахмад, Табарани и Ибн Хиббан в своём сборнике достоверных хадисов «Сахихе» передают, что однажды Пророк (мир ему и благословение) вспомнил молитву и сказал: «Для оберегавшего её она будет божественным светом (нур), доказательством в его пользу и спасением в день Воскрешения. А для пренебрегавшего ею, она не будет ни светом, ни доказательством в его пользу, ни спасением. В день Воскрешения он будет вместе с великими грешниками и вероотступниками: Каруном, Фараоном, Хаманом и Убаййом ибн Халафом».

Некоторые учёные говорят: «Такой человек будет воскрешён с ними (не с учёными, а с великими грешниками), потому что, если от молитвы его отвлекало собственное имущество, то в этом он будет похож на Каруна и будет воскрешён вместе с ним. Если от молитвы его отвлекала власть, то в этом он будет похож на Фараона, и на месте Сбора (махшар) они будут стоять рядом. Если его отвлекла высокая должность, то он будет стоять вместе с Хаманом. А если его от молитвы отвлекла торговля, то в этом он будет похож на Убая ибн Халафа, одного из знатных торговцев неверующих Мекки, и в день Воскрешения такой человек будет стоять рядом с ним».

Человек, который игнорирует намаз, не придавая ему значения или оправдываясь тем, что занят (работает, делает покупки в магазине, или ждёт рейса в аэропорту и т.д.), совершает большой грех. В хадисе сказано: «Мусульманин, пропустивший послеобеденную молитву, похож на человека, растерявшего своих детей и имущество». Представьте себе состояние человека в Судный день, пропускавшего обязательные молитвы. На том свете очень большая кара ожидает тех, кто пропускал намазы.

Аз-Захаби в книге «Аль-Кабаир» пишет, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал в присутствии своих сподвижников: «О Аллах, не оставляй среди нас несчастного, лишённого», а затем спросил: «Знаете ли вы, кто это такой?» Они спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Оставивший молитву-намаз».

Мухаммад ибн Аляви аль-Малики говорит: «Некоторые предшественники (саляф) сказали: “Несовершающие намаз прокляты и в Таврате, и в Инджиле, и в Забуре, и в Коране. На человека, не совершающего намаз, каждые сутки ниспадает по тысяче проклятий, и ангелы на небесах проклинают его”».

Религия того, кто пропускает намазы, лишается опоры и, как следствие, может разрушиться. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто преднамеренно пропустит намаз, тот становится вероотступником». То есть пропуск намаза, если пропустивший не раскается, тянет его к отступлению от веры.

В Священном Коране Всевышний говорит, что те, кто не совершал намаз, кто не раскаялся и кого Он не простил, будут находиться в одном из самых худших уровней Ада. Этот уровень настолько страшен, что сам Ад просит у Всевышнего защиты от него. Тот, кто отрицает необходимость совершения намаза и отказывается от него, впадает в неверие (куфр).

Табарани передал: «Один человек пришёл к посланнику Аллаха и сказал: «О посланник Аллаха, скажи мне, что я должен делать, чтобы войти в Рай». Он ответил: «Не придавай Аллаху сотоварищей, даже если тебя будут мучать и жечь, слушайся своих родителей, даже если они лишат тебя твоего имущества и всего того, что ты имеешь, и не пропускай преднамеренно молитву, ибо пропустивший молитву-намаз преднамеренно лишается защиты Аллаха».

Аль-Исбахани сказал: «Аллах не придаст значения благим делам преднамеренно оставившего молитву-намаз, такой человек лишится защиты и покровительства Аллаха, пока не вернётся к Нему, покаявшись».

И Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, кто уверовал! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, кто поступает таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (Сура «аль-Мунафикун», 63:9).

Некоторые толкователи Корана говорят: «Под поминанием Аллаха здесь подразумевается пять обязательных канонических молитв. И откладывающий молитву из-за своего имущества, торговли, работы или детей окажется среди потерпевших убыток». Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первое дело, за которое раб будет отвечать в День воскрешения – это его молитва. И если она совершалась должным образом, то раб этот спасётся и обретёт вечное счастье, в противном случае он будет одним из потерпевших убыток».

Из этого нельзя делать вывод, что тот, кто пропустил намаз или другое обязательное деяние, становится неверующим (кафир). Это не так. Такой человек потеряет веру в том случае, если он отрицает необходимость совершения чего-либо из обязательных деяний, таких как произнесение шахады, намаз, пост, закат, паломничество и другие обязательные предписания Ислама. А за несовершение намаза из-за лени или по другой неуважительной причине он обязательно понесёт соответствующее наказание, если не раскается, искренне возместив упущенное, или если Аллах не простит ему этот грех. И такой человек оказывается в большой опасности впасть в неверие. Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Кто пропускает намаз преднамеренно, тот лишается моей защиты».

Важно помнить, что всё сущее постоянно находится в молитве, они не оставляют её ни на минуту. А человек, пропускающий молитву (намаз), противоречит установке и порядку религии. Это и есть проявление высокомерия и неподчинения велениям Аллаха.

Некоторые задаются вопросом: почему же люди, совершающие намаз, продолжают грешить? Это потому, что главное – как совершается намаз, с каким усердием выполняются все его требования, с каким уважением и ответственностью молящийся относится к ним. Когда человек пять раз в сутки встаёт перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в своих грехах, стыдясь за свои неправедные поступки, прося о помощи, представляя все трудности после смерти, то он получает сильный духовный заряд, оберегающий его от попадания в грех. А если он и совершит какой-то проступок, то он сразу раскается перед Всевышним. Конечно, люди, не выполняющие намаз полноценно и не соблюдающие все условия молитвы, проявляя беспечность, формально выполняют свой долг, а потому не получают полноценного духовного очищения. Эта беспечность и является основной причиной возникновения нравственных болезней современного общества.

Идрис Алишейхов