«Он поставил вас обитателями этой земли»

«Поистине, в небесах и земле – знамения для верующих! И в вашем творении, и в рассеянных Им по земле животных – знания для людей убеждения» (45:3–4).

Подтверждением всемогущества Всевышнего является окружающий нас мир и живая природа. Каждый, кто внимательно посмотрит вокруг себя и глубоко поразмыслит, должен понять, что всё это не могло возникнуть само по себе - всё многообразие и богатство природы имеет Единого Создателя, ибо обратное просто невозможно. Деревья и растения, птицы и животные, моря и океаны - всё и вся наделены поразительными свойствами и способностями. И сам человек, будучи созданным Всевышним, является частью этой природы. Учёные, исследующие законы и явления природы, используют полученную информацию для научных разработок и изобретений. Более того, многие из них осознают несовершенство своих методов в сравнении с окружающим миром и признают существование Бога, подтверждая невозможность случайного появления всех существующих в мире вещей. Многие учёные приходят к вере в Бога научным путём, путём знаний и открытий. Владельцем же всех истинных знаний, объемлющим все вокруг, является только Всевышний.

Наш Творец говорит в Коране (смысл): «Разве вы не видели, что Господь подчинил вам то, что в небесах и на земле и одарил вас милостями явными и тайными? Но среди людей есть такие, кто препирается относительно Аллаха без всякого знания, руководства к прямому Пути и просвещающего Писания» (31: 20). Человек должен задумываться над тем, как он возник, откуда пришёл, что является целью его жизни и почему он умрёт, и что ожидает его после смерти. Всевышний в Коране призывает людей к тщательному размышлению над многочисленными явлениями и созданиями в окружающем мире, свидетельствующими о существовании Великого Создателя. Природа - это шедевр искусства, шедевр Великого Мастера, но не мастер, как считают многие. Значение божественных знамений в природе выражается в суре «Пчелы»: «Он тот, кто низводит с небес воду: для вас от неё питье и от неё деревья, где вы населены. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды. Помните, в этом - знамение для людей размышляющих. Он подчинил вам море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали украшения, которые надеваете» (16:10-17).

Всевышний призывает обладателей разума задуматься над вопросами, над которыми одни не размышляют вовсе, другие обходят стороной, называя происходящее все вокруг «эволюцией» или «случайностью». В Коране сказано: «Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня - знамения для обладающих разумом - тех, кто поминает Аллаха стоя, сидя и на своих боках, и размышляет о сотворении небес и земли: «Господи наш! Не создал Ты это попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня»» (3:190-191). «Он, Аллах, - Творец, Создатель, Образователь. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - Великий, Мудрый!» (59:24). Если разумный человек посмотрит вокруг себя, то он увидит бесчисленное множество животных, деревьев, растений, основным элементом жизнедеятельности которых является вода. Не будь на земле воды, не было бы этой красоты природы, которой мы наслаждаемся ежедневно, не было бы и жизни для самого человека. Не зря Всевышний говорит в Коране: «Посмотри же на следы милости Аллаха, как Он оживляет землю после того, как она была мертвой! Поистине, Он воскреситель мертвых, и Он над всякой вещью мощен!» (30:50).

 «Нет ничего, что бы ни прославляло Его хвалою, но вы не понимаете их прославления. Поистине, Он - Кроткий, Прощающий» (17:44).

 «Не творите бесчинство на земле, после того, как Всевышний её улучшил» (7:56).

 «Несчастья на земле и на воде случаются из-за того, что совершают люди своими руками» (30:41), т.е., совершая греховное.

Действия и поступки людей отражаются на окружающей природе. Разного рода испытания, опыты, эксперименты, проводимые людьми, далекими от Бога, пагубно влияют на окружающую среду. Пророк Мухаммад сказал: «Весь мир сотворен местом поклонения Богу - чистым и светлым» (Муслим) Мусульмане обязаны проявлять заботу о мире, в котором они живут, как внутренне, так и внешне и, конечно же, думать о благосостоянии всей планеты. Эти задачи особенно выделяются в исламе, ибо Бог назначил сотворённых Им людей Своими наместниками (халифами) на земле, вменив им в обязанность заботу о ней и разумное использование ее богатств. Всевышний говорит в Коране: «Он поставил вас обитателями этой земли...» (6:165). Мусульмане должны всесторонне заботиться о природе, не наносить ей ущерба, не загрязнять её, не разрушать и не расточать понапрасну её богатства. В Судный день каждому придётся держать ответ за свои действия по отношению к природе и всему, что она содержит.

Мусульмане должны старательно придерживаться экологических принципов, руководствуясь, главным образом, разумным упорядочиванием всей хозяйственной деятельности, стремясь к рациональному использованию природных ресурсов, и ратуя за сохранение чистоты окружающей среды. В хадисе сказано: «Согласно заповеди Аллаха тот милосерден, кто, пожелав вкусить плодов земных, сажает и терпеливо взращивает дерево» (Ахмад). Аллах любит всякое созданное Им творение, поэтому мусульманам следует проявлять милосердие и сострадание к любому живому существу. Пророк отмечал: «Все творения являются созданиями Аллаха, и наиболее любезен Аллаху тот, кто относится к Его созданиям бережно и ласково» (Байхаки). Мусульманам запрещено проявлять жестокость и малейшее пренебрежение к животным, обитающим рядом. Тягловых и вьючных животных не следует заставлять перевозить непосильные для них грузы, а также подвергать изнурительному труду вплоть до появления ссадин и кровоточащих ран. Ислам отвергает охоту и убийство животных ради забавы и развлечений; только в целях пропитания, либо другой насущной необходимости разрешается лишить животное жизни. Пророк сказал: «Если кому-то случится убить ради забавы даже воробья, этот воробей в Судный день подаст свой голос: «О Господи! Этот человек убил меня ни за что! Он убил меня без всякой причины!» (ан-Насаи, Ибн Хиббан).

Всякая забава, связанная с травлей животных, абсолютно запрещена в исламе. Это относится и к собачьим, и петушиным боям. Всякая охота на животных ради развлечений также запрещена. Пророк Мухаммад не терпел расточительности и весьма поощрял мусульман к наиболее полному использованию кожи, рогов, костей, волос и шкуры убитого или умершего животного. Забой животных должен осуществляться исключительно дозволенным (халяль) способом, который считается самым гуманным. Для этого требуется очень острый нож и спокойная обстановка, благотворно влияющая на животное. Забой следует производить так, чтобы животное, ждущее своего часа, не видело процесс забоя других животных. Ибн Аббас сообщил, как Пророк, заметив однажды человека, увлечённо оттачивающего свой нож перед подготовленной к убою овцой, упрекнул его и сказал: «Неужели ты собираешься подвергнуть его двум смертям? Почему ты не наточил свой нож прежде, чем подготовить животное к убою?» (аль-Хаким). В Священном Коране упоминается о народах, на которых были направлены разные бедствия, такие, как наводнения, ураганные ветры, землетрясения и другие наказания из-за непослушания Всевышнему и злых деяний на земле. Примером подобного наказания в наши дни является недавнее цунами, имевшее место в южно-азиатском регионе, в результате которого погибло более 300 тысяч человек. Исходя из событий такого рода, люди должны делать соответствующие выводы, совершать покаяние и не допускать греховных поступков.

Да поможет нам Всевышний познать Его истинным познанием, путем размышлений! Да убережёт Он нас от всего плохого, что окружает нас! Да сохранит Всевышний мир, радость и спокойствие на Земле!

Мухаммад Абдурахманов