Истинно верующие

 

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Истинно верующие – это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха у которых, когда произносят Его аяты, приумножается вера; которые уповают на Господа» (сура «Аль-анфаль», аят 2).

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис от ан-Нумана ибн Башира : «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал: «Воистину в теле человека есть кусок плоти, и если он здоров, то здорово всё тело, а если он порочен, то порочно и всё тело. Это сердце».

Дорогие мусульмане! Сердце – это духовный орган, который Всевышний сделал местом познания, ощущения и прозрения. Человек осознаёт и понимает при помощи сердца веру, праведность, радость и веселье, печаль и боль, и многое другое. При помощи сердца человек отличает истину от лжи, правильное от ошибочного.

Сердце подобно сосуду. Обладатель сосуда, наполненного верой, знанием, наставлениями, отличается добрым нравом и праведностью, и наоборот, человек порочен, если его сердце поражено сомнением, алчностью, любовью к мирскому и жестокостью. Из этого следует, что праведность раба Всевышнего зависит от праведности сердца, а его порочность – от порочности его сердца, на это указывает достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение).

Это значит, что сердце – самое почтенное, что есть в человеке, и самое дорогое, чем он обладает. Поэтому, если сердце здорово, его обладателю необходимо сохранять это здоровье, если же оно больно, то его обладателю необходимо лечить его.

О признаках здорового сердца рассказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Тот, кого радует его хороший поступок и печалит его грех, – верующий». Обладатель здорового сердца радуется, когда совершает хороший поступок, и ощущает боль, когда ослушивается Аллаха  и перечит Его велениям. Признаком же болезненного сердца является леность в поклонении, любовь к ослушанию Аллаха , смелость в совершении греха, отсутствие смиренности и страха перед Господом, а посему в таком сердце смешиваются чувства, и такой человек не считает хорошим доброе и не считает мерзким порицаемое.

Болезнь продолжает губить сердце, пока не умертвит его, а когда умрёт сердце, то исчезнут и чувства. Ибн Атаиллах Аль-Искандари  сказал: «Живое и мёртвое сердце подобно живому и мёртвому телу. Живому телу доставляет боль даже лёгкий укол иголки, мёртвое тело, даже если его изрежут саблей, не почувствует боли. Самыми опасными болезнями сердца являются порождающие порочное понимание и исчезновение прозрения.

Самой важной из этих болезней является сомнение в том, что пришло от Всевышнего, оно порождает лицемерие и лживость. Об этом говорит Аллах  (смысл): «Среди людей есть такие, которые утверждают: “Мы уверовали в Аллаха  и в Судный день”. Но они не верующие. Они тщатся обмануть Аллаха  и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая этого. В их сердцах – порок. Да усугубит Аллах  их порок! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали. Когда же им говорят: “Не творите нечестия на земле!”, они отвечают: “Мы творим только добрые дела”» (сура «Аль-Бакара», аяты 8–11).

Что касается неверия, то оно приходит по причине слепоты сердца. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Сотворили Мы много джиннов и людей для ада: сердца у них не разумеют, глаза не видят, уши не слышат, подобны они скотам и даже более заблудшие. Невежды они в делах веры» (сура «Аль-Араф», аят 179).

Зрение не порождает в их сердцах предостережение от взора на запретное, слух не даёт их сердцам услышать наставления, потому что сердца их ослеплены ложью и они не воспользовались всеми органами чувств.

В другом аяте говорится (смысл): «Кто слеп в этой жизни, слеп и в будущей, и к тому же он более других заблудший» (сура «Аль-Исра», аят 72).

Опасными болезнями сердца, лишающими человека понимания и мешающими воспользоваться знанием, являются любовь к этому миру и небрежность в поминании Аллаха, любовь к забавам, забвение смерти, скупость и алчность, гордость и самодовольство, злоба, ненависть и зависть. Эти болезни гасят свет сердца и губят его предназначение, ослепляют его прозрение. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Ведь слепы не глаза, а слепы сердца».

Как же освободить сердце от болезней и достичь его здравия и целомудрия?

Путь этот заключается в любви к Аллаху  и в поклонении, в борьбе с плотью и очищении сердца.