Довольство родителей – залог райских благ

Религия Ислам украшает жизнь человека со всех сторон. Она учит мусульман проявлять милосердие к слабым, делать пожертвования бедным, уважать старших, заботиться о своей семье, помогать тем, кого притесняют или кто попал в трудное положение. Она учит нас и этике почитания родителей, этике почитания друзей и коллег, этике почитания братьев и сестёр.

В Коране многочисленные аяты требуют почитания родителей, совершения по отношению к ним добрых деяний. Даже если родители неверующие, Коран требует, чтобы с ними обходились по-доброму, вежливо и сохраняли с ними дружеские, уважительные отношения (см. сура «‘Анкабут», аят 8; сура «Лукман», аят 19). Но если родители требуют отказаться от веры в Аллаха или не выполнить предписания Творца, в таком случае не следует им подчиняться.

В Коране, после того как Всевышний повелевает нам не придавать Ему никого и ничего в сотоварищи, Он требует от нас делать родителям добро, уважать и хорошо относиться к ним (см. сура «Ан-Нисаъ», аят 36). Это показывает, как высоко ценится и как важно в Исламе почитание родителей.

Согласно хадисам, рассказанным имамом аль-Бухари и имамом Муслимом, непочитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех в них упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху сотоварища и убийством человека. В Судный день Аллах не одарит Своей милостью притесняющего родителей, он даже не почувствует аромата Рая, ему Рай становится запретным, не принимаются его хорошие деяния, бедствия и печали быстрее настигают его, Аллах проклинает его, и последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, в момент смерти он не сможет произнести формулы свидетельствования Единобожия (шахада). Так говорится во многих хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Желающий более подробно познакомиться с ними может обратиться к книге достоверных хадисов аль-Хафиза аль-Мунзири «ат-Таргибваат-тархиб» (т. 3, стр. 252–267).

Поэтому каждый, кто верит в Аллаха и Судный день, должен приложить все усилия в соблюдении следующих этических норм почитания родителей:

1. Человек никогда не должен забывать, с каким трудом родители, особенно мать, его воспитали, сколько душевной энергии, нервов они на него тратили, сколько боли и неудобств из-за него испытали.

 В Коране говорится:

وَوَصَّيْنَا الْإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُكُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا (الأحقاف، 15)

Смысл: «Я завещал человеку, т. е. обязал его во всех отношениях помочь, быть полезным для родителей; мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его» (Коран, 46:15).

2. Человек всегда должен молить Аллаха о прощении грехов своих родителей, просить Всевышнего быть милостивым по отношению к ним. В Коране говорится:

وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُلْ رَبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَارَبَّيَانِي صَغِيرًا (الإسراء، 24)

Смысл: «Ты пожалей их, будь перед ними скромным, простым и покорным, и проси: «О мой Господь, Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!» (Коран, 17:24).

3. Нельзя совершать ничего, что показывало бы, что ты обижен на них; нельзя повышать на них голос, необходимо говорить с ними мягко, вежливо, смиренно и стоять перед ними с чувством милосердия. Так нам велит Священный Коран в 23 аяте суры «Аль-Исраъ»:

إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَأَحَدُهُمَا أَوْكِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّوَ لَاتَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا (الإسراء، 23)

Смысл: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Коран, 17:23).

4. Во всех вопросах дети должны подчиняться родителям, если они не требуют такого, что может привести к неверию (куфр) или ослушанию Всевышнего. Подчинение родителям является признаком любви к ним, а невыполнение их требований – их огорчением и притеснением. О грехе их притеснения мы говорили выше.

Однажды Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какое деяние Аллах любит больше всего?» «Вовремя совершённый намаз», – был ответ. «А за ним какое?» – спросили его. «Подчинение родителям и старание делать им добро», – ответил он и добавил, что после этого идёт газават, сражение на пути Ислама. (Достоверный хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом.)

В этом благородном хадисе подчинение родителям ставится перед газаватом, выше него.

5. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном; нельзя показывать, что родители надоели детям, необходимо принимать советы матери и отца, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, приятным голосом. Нельзя смотреть на родителей сердито и хмуро.

В хадисе говорится: «Тот, кто смотрит на родителей сердито, не подчиняется им» (Дарукутни).

6. После смерти родителей следует продолжать читать мольбы для них, просить Аллаха о милости и прощении их грехов.

В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, с искренним раскаянием в этом будет после их смерти просить Аллаха милости к ним, т. е. будет часто делать для них дуа, просить прощения их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, Ибн Хаббан).

7. Следует дарить родителям полезные и необходимые для них вещи, покупать для них одежду, обувь и т. д. Это входит в смысл аята Корана, в котором говорится:

وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُو اإِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا (الإسراء، 23)

 

Смысл: «Ваш Господь повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а своим родителям делали добро» (Коран, 17:23).

8. После смерти родителей следует выполнить их завещание, надо укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили. В достоверном хадисе говорится: «Из всех добрых дел по отношению к родителям самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили» (имам Муслим).

9. При родителях необходимо всегда вести себя почтительно. Громко смеяться, лежать, петь песни, оголять своё тело в их присутствии, вызывающе вести себя считается непочитанием родителей. Если дети из любви к родителям целуют им руки, обнимают их, то это не считается их непочитанием.

10. Дети должны помочь родителям в их делах как могут и чем могут. Не подобает сыну ходить налегке рядом с отцом, который несёт тяжёлую сумку или другую ношу. Нельзя возлагать на мать всю работу по наведению порядка в доме, необходимо самим ухаживать за одеждой и обувью, мыть посуду и т. д. Дочь должна помогать матери по мере своих сил и возможностей. Взрослые дети должны ухаживать за своими младшими братьями и сёстрами и заботиться о них. Почитанием родителей считается и хорошая учёба детей в школе, в медресе и т. п. В хадисе говорится: «Довольство Аллаха – в довольстве родителей» (имамы Ат-Тирмизи, Хаким, Ибн Хаббан, Табарани).

11. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей. Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.

В хадисе говорится: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком порочных слов в адрес своих родителей». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей?» Он ответил: «Бывают; один человек ругает, порочит родителей другого, а тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого». (Передали имамы Аль-Бухари и Муслим)

12. Непочитанием родителей в Шариате считаются случаи, когда человек во время совместного пути находится впереди родителей, усаживается раньше, чем они, обращается к ним, называя по именам. К родителям необходимо обращаться уважительно – словами «папа», «мама», «отец», «мать» и т. д.

13. При необходимости куда-нибудь выехать детям прежде всего необходимо советоваться с родителями, и только после их согласия разрешается ехать.

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) подбежал некий молодой человек и сказал: «Я пришёл, чтобы присягнуть тебе насчёт Хиджры (переселения из Мекки в Медину), а родители мои не понимают и плачут». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Возвращайся, заставь своих родителей смеяться так же, как ты заставил их плакать» (имам Абу Давуд).

14. Считается сунной при раздаче пожертвований отдать вознаграждение за упокой души родителей. В хадисе говорится: «А разве вам плохо, если вы дадите милостыню, а вознаграждение за это посвятите своим родителям?» (Хафиз Ат-Табарани).

15. Считается сунной в каждую пятницу посещать могилы родителей. В хадисе говорится: «Кто бы ни посещал в каждую пятницу могилы своих родителей или могилу одного из них, Аллах смоет его грехи и запишет его среди тех, кто почитал и повиновался родителям» (Хафиз Ат-Табарани).

16. Если родители позовут, следует отозваться сразу же.

17. Старших братьев и сестёр следует почитать так же, как и родителей. В хадисе говорится: «Долг старших братьев перед младшими подобен долгу отца перед детьми» (Хафиз Байхаки).

Одним словом, как мы говорили выше, те, кто притесняет, мучает родителей, приобретают несчастье и бедствие, а те, которые почитают родителей, стараясь добиться их довольства, помогая им, приобретают великое счастье обоих миров. Как разъясняют нам хадисы, тот, кто делает добро для родителей, получает столько вознаграждения, сколько получают те люди, которые совершают большое и малое паломничество или являются участниками газавата. Доброе отношение к родителям – одно из лучших качеств человека, которые больше всего любит Аллах.

Забота о родителях и их довольство – залог приобретения райских благ, продления жизни, приобретения жизненных благ. Дети, заботящиеся о родителях, получают во всём содействие и помощь Аллаха, приобретают путь истины, для них облегчается жизнь, они приобретают спасение. Довольство родителей тесно связано с довольством Аллаха. В хадисе говорится, что Рай находится под ногами матерей. Всё, что мы перечислили выше, взято из хадисов. Желающий может обратиться к книге «Ат-Таргиб ва ат-тархиб» (т. 3, стр. 252–262).

Да поможет нам Аллах вести себя так, чтобы нами были довольны родители. Аминь!