Какова цена этому миру?

В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано:

«Если бы мирское имело вес перед Всевышним Аллахом равный весу крылышка комара, то неверующий не выпил бы даже глотка воды».

لو كانت الدُّنيا تزن عند الله جناح بعوضة ما سقى كافرًا منها شربة ماء

Если мирское, в которое входит всё, что на небесах и земле, это и реки, и моря, это и все полезные ископаемые, включая нефть, всё то, что имеет пять континентов мира, не имеет вес даже крылышка комара, то какую долю из этого имеешь ты? Азиатский континент является самым крупным на нашей планете – какую долю он имеет из веса крылышка комара? Какую часть крылышка комара занимают страны Персидского залива? Возьми в руки комара, стоит ли он того, чтобы за него люди порывали дружеские отношения, вели войны?

Глядя на то, как люди всем сердцем стремятся заполучить материальные ценности, приходит на ум страшная мысль – стоит. Подтверждением тому являются телепередачи, газеты, радио, в которых главной темой дня чаще всего выбирается дискуссия, связанная с финансовой структурой человеческой экономики: биржевой курс, финансы, налоги в любой новостной сводке, обсуждение зарплаты какой-нибудь поп-звезды.

Что толкает человека к удовлетворению своих потребностей, получению материального комфорта, несмотря ни на что? Любовь к деньгам! Что побуждает человека к приобретению собственности, имущества и его накоплению, к стремлению к власти и верховенству? Алчность, страсть к материальным ценностям! Что толкает людей на путь греха, заставляет переступать все законы – шариатские, государственные и общечеловеческие? Скупость и жажда наживы.

Сегодняшние реалии нам показывают войны, мировые смятения, массовые эксплуатации, терзающие человечество. В чём причина всех этих бед? Причиной всему является любовь неких эгоистичных людей к материальным ценностям. Что же представляют собой эти материальные ценности, ради получения которых люди идут на преступление против всего человечества?

В хадисе от Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) говорится, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) шёл по рынку в сопровождении людей, находившихся по правую и левую стороны от него. По пути ему встретился дохлый козлёнок с подрезанными ушами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял его за ухо и спросил: «Кто из вас хочет купить его за дирхам?» Сподвижники сказали: «Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам?» Люди сказали: «Клянёмся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же говорить, когда он дохлый?!» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом мир этот ещё ничтожнее для Аллаха, чем этот козлёнок для вас!» (см. «Сахихуль Муслим», № 7607).

Но сказанное никак не значит, что человек должен полностью отвернуться от этого мира и, взяв в руки чётки, пребывать в земном поклоне.

Нет, человек должен просвещаться и работать. Шариат призывает человека зарабатывать для себя и для содержания своей семьи. Здесь главное – не иметь стремление и любовь к нему, а то, чем ты владеешь, использовать в благом направлении.

Именно это имел ввиду шейх Мухаммад-афанди из Батлуха, когда сказал: «Пусть этим миром будут заняты твои руки, а не сердце».

Деньги – мирское, инструмент в руках человека. И человек направляет его либо в хорошее, либо в плохое русло. Мирское можно сравнить с молотком – им можно построить нечто прекрасное, но и можно отбить себе палец или что-либо разгромить. Поэтому важно отношение самого человека к этому мирскому, а не его наличие.