Ислам за помощь угнетённым

В любом обществе существует нарушение прав людей. В течение всей истории человечества были угнетатели и угнетённые.

Время, когда возобновилась помощь угнетённым, наступило с посланнической миссией нашего Любимца (мир ему и благословение). Забота об угнетённых является одной из основ нашей религии.

Пророк (мир ему и благословение) лично заботился о людях, терпящих несправедливость.  Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также участвовал в договоре «аль-Фудуль» (договор благородных), заключённом до Ислама. Некоторые люди притесняли слабых и бедных, что стало причиной заключения договора «аль-Фудуль» между предводителями больших арабских племён для защиты прав угнетённых и помощи бедствующим. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Я стал свидетелем заключения такого союза, который не променял бы я на красных верблюдов, и если бы к заключению подобного договора призвали в Исламе, я обязательно присоединился бы к нему».

Посланник Аллах (мир ему и благословение) придавал огромное значение помощи угнетённым.  Почему же? Потому, что угнетение в обществе – большое бедствие. Справедливость является защитой, крепостью государства. Всевышний помогает государству неверных, в котором царит справедливость, оставив без помощи государство мусульман, в котором происходит беззаконие. Потому, что так заведено Всевышним, чтобы была установлена справедливость.

Нам необходимо «оживить» помощь угнетённым, воплотить её в нашей жизни.

Однажды, в начале исламского призыва, в Мекку прибыл некий араб. Он терпел несправедливость по отношению к себе, что было обычным делом в те времена. Он пришёл с жалобой к мекканцам, жалуясь на Абу Джахля, гордого подобно Фараону, и не возвращавшего имущество этого араба. Многобожники отправили араба к Пророку (мир ему и благословение), желая столкнуть Пророка (мир ему и благословение) с Абу Джахлем. Идолопоклонники, указывая на Посланника Аллаха (мир ему и благословение), сказали бедуину: «Пойди к этому человеку, он поможет тебе». Вслед за бедуином они отправили человека, чтобы он рассказал им, что произойдёт, желая посмеяться.

Этот бедный араб пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «Амр ибн Хишам (Абу Джахль) не отдаёт должного. Я ищу того, кто мне поможет, люди указали мне на тебя». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) позвал его: «Пойдём со мной». Они отправились к дому Абу Джахля. Пророк (мир ему и благословение) постучал в дверь Абу Джахля. Абу Джахль вышел и увидел перед собой Пророка (мир ему и благословение). Он сказал лишь: «Ты должен этому человеку, так верни ему». Абу Джахль был напуган. Он тотчас же вернул деньги араба, который и обрадовался, и удивился.

Этот случай является побуждением для нас. В повседневной жизни мы встречаем угнетённых людей, встречаем бедняков, к которым относятся несправедливо или не дают плату. Мы произносим известную фразу: «Это меня не касается… Каждый отвечает за себя». Но Пророк (мир ему и благословение) показал нам, как нужно помогать угнетённым. Этот бедуин не был мусульманином, он   не знал Посланника Аллаха (мир ему и благословение).  Несмотря на это, Пророк (мир ему и благословение) отстоял справедливость. И в этом деле нет разницы между мусульманином и немусульманином. Помощь угнетённым – это необходимость, основа общества, справедливость - атрибут Всевышнего.

Также их истории с бедуином мы извлекаем урок, что Всевышний внушает почтительный страх перед тем человеком, который помогает угнетённому. Если вы будете помогать притеснённым, вы увидите, как Всевышний наполнит вас силой и величием, что даже гордецы склонятся перед вами.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: 

ما من امرئ يخذل امرأ مسلما في موضع تنتهك فيه حرمته وينتقص فيه من عرضه إلا خذله الله في موضع يحب فيه نصرته

«Если   мусульманин унизит мусульманина в том месте, где нарушаются его права, то и Аллах унизит его, когда он будет ждать помощи от Него» (Абу Давуд, имам Ахмад). Когда вам нужна будет помощь, вы будете унижены, так же, как унизили мусульманина.

Люди произносят эти нездоровые слова: «Это меня не касается… Какое моё дело…Оставим всё на Всевышнего… Каждый отвечает за себя». Эти слова ошибочны, потому что, если несправедливость распространится в обществе, такое общество обречено на погибель. Общество, в котором царит несправедливость, подвергается уничтожению, Всевышний ниспосылает на него бедствия. Мы наблюдаем это в истории любого государства, города, если в них угнетают и притесняют, то они подвергаются многочисленным бедствиям.

Пророк (мир ему и благословение) произнёс очень важные слова, которые притянули взоры сподвижников:

««Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный». Один человек сказал: «Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как же я буду помогать угнетателю?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты запретишь ему притеснять кого-то и тем самым поможешь ему» (имам Бухари).

Мы не должны руководствоваться родственными, соседскими или групповыми связями. Необходимо придерживаться справедливости, потому что эта справедливость Всевышнего составляет основу всего миропорядка. В священном хадисе сообщается, что   Всемогущий и Великий Господь сказал:

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»

В нашем обществе наблюдается несправедливость в различных формах. В хадисе упоминается о том, что   требовать   уплаты со стороны богатого является притеснением. Невыплату зарплаты рабочим - это также притеснение. Несоблюдение прав жены – также притеснение. Любое несоблюдение прав человека – это проявление несправедливости и притеснения. В каждом из этих случаев вы должны оказывать помощь.

Некоторые люди, видя перед собой несправедливость, говорят: «Я не в силах помочь, я не знаю, что делать». Помочь угнетённому можно различными способами: можно попробовать дать наставление угнетателю; можно обучить угнетённого отстаивать свои права, ведь многие люди не знают своих прав, не знают, к кому можно обратиться – и это тоже станет помощью. Даже дуа за притеснённого человека является помощью. Пророк (мир ему и благословение) молился за многих угнетённых, чтобы Всевышний оказал им помощь.

Если мы сравним два общества, в одном из которых оказывают помощь угнетённым, в другом не помогают притеснённым, в каком из них захотел бы жить человек? Общество, в котором защищают угнетённых, всегда будет здоровым, развивающимся и счастливым.

В день Великого стояния, когда будут собраны все люди в одном месте, Всевышний даст угнетённому возможность взыскать с притеснителя. В этот великий день Пророк (мир ему и благословение) будет на высоком месте и рядом с ним будут праведные люди, которые стремились быть похожими на него. В этот день окажутся счастливыми те, кто помогал угнетённым в мирской жизни. Они получат взамен от Всевышнего прощение. И только там мы поймём смысл слов:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас».

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Саккафа