Случаи, когда разрешается прибегать ко лжи

Знай, что ложь является запретной, ибо она наносит вред и тем, кому лгут, и другим людям. Одна­ко иногда ложь приносит пользу, и тогда она становится доз­воленной, а в некоторых случаях даже обязательной. Так, на­пример, если правдивые слова приведут к тому, что прольётся кровь человека, который скрывается от притеснителя, ложь является обязательной, а если добиться желаемой цели на вой­не, или примирить враждующих, или склонить сердце притес­няемого к примирению, или наладить отношения между супру­гами можно только с помощью лжи, ложь является дозволен­ной при том условии, что прибегать к ней будут только по ме­ре необходимости. Об этом говорится во многих хадисах. В одном из них сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не является отъявленным лжецом тот, кто старается примирить людей друг с другом и умножает благо» (имам аль-Бухари, Муслим).

 

Абу Кахль рассказывает: «Однажды два сподвижника поссорились друг с другом до такой степени, что они уже не разговаривали между собой. Встретив одного из них, я сказал: «Что случилось между тобой и твоим другом? Я слышал, как он восхвалял тебя». Потом, когда встретил второго, ему я сказал то же самое, и они оба помирились». Тогда я сказал про себя: «Погубив себя, я помирил двоих». Я рассказал об этом случае Пророку (мир ему и благословение) и он сказал: «О Абу Кахль, ты примиряй людей», – т. е., даже посредством лжи.

Разъяснение того, что отговорки позволяют избежать прямой лжи

Передают, что кто-то из наших предшественников сказал: «Поистине, отговорки позволяют избежать лжи». Здесь имеются в виду такие случаи, когда человек вынужден прибегать ко лжи. Примером намёка может служить тот случай, когда Мутарриф, пришедший к Зийаду, который с нетерпением ждал его, отговорился тем, что он бо­лел, сказав: «Не поднимался я с постели с тех пор, как остался с повелителем, если не поднимал меня Аллах».

Сообщается, что, когда находившегося у себя дома ан-Наха'и звал кто-нибудь из тех, к кому он выходить не хотел, он говорил своей рабыне: «Скажи ему: "Поищи его в мечети", но не говори: "Его здесь нет", чтобы это не было ложью». Прибегать к отговоркам разрешается также, если цель состоит в том, чтобы с помощью шутки сделать приятное сердцу другого человека.

Допускаются также и преувеличения, к которым часто прибегают люди, например, когда кто-нибудь говорит: «Я говорил тебе это сто раз!» - желая не указывать на то, сколько именно раз он говорил это, а особо подчеркнуть что-либо для преувеличения. Если же подойти к этому по-другому, то с учетом того, что раньше человек мог сказать это только один раз, получится, что он солгал.

Если же такой необходимости нет, то не разрешается прибегать ни к намёкам, ни к откровенной лжи, но намёк является менее тяжким проступком. Например, Абдуллах бин Утбат рассказывает: «Когда я вместе с моим отцом был в гостях у Умара бин Абдулазиза, перед тем как я вышел, отец надел на меня костюм. Увидев на мне костюм, сподвижники спросили: «Умар бин Абдулазиз надел на тебя костюм?» «Да возвеличит его Аллах!», - сказал я. И тогда отец сказал мне: «О, мой сын, ты остерегайся лжи и того, что намекает на неё». Отец Абдуллаха запретил ему так говорить, потому что в его словах было подтверждение слов сподвижников, чтобы похвастаться перед ними.

Что же касается такой лжи, по отношению к которой обычно проявляется снисходительность, например, когда один человек говорит: «Поешь это», а другой отвечает: «Я не хо­чу», то поступать так нежелательно, а если при этом преследу­ется какая-либо неправильная цель, то и запретно.

Асма бинт Умейс (да будет доволен ею Аллах!) рассказывает: «Когда мы сидели у Аиши (да будет доволен ею Аллах!), Пророк (мир ему и благословение) поставил перед нами еду и предложил поесть. Мы ответили, что не хотим есть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы не совмещайте голод и ложь».

И, наконец, велик грех того, кто лжёт, рассказывая о том, что он видел во сне, ибо в одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, к числу величайших видов лжи относится объ­явление человеком себя сыном не своего отца, или заявление о том, что он видел во сне то, чего (на самом деле) он не видел, или приписывание Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) того, чего он не говорил» (имам аль-Бухари).

Передают со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В мире ином на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет, в День воскресения ухо подслушивавшего разговоры людей, не желавших этого, зальют расплавленным свинцом…» (имам аль-Бухари).

Алигаджи Аликадиев

 

Здесь подразумевается, что такого человека будут подвергать мучениям до тех пор, пока он не свяжет узлом эти зерна, иначе говоря, это будет продолжаться до бесконечности.

 

Материалы по теме

Яндекс поиск