Вероубеждение имама Абу Ханифы

Стержень (утверждения) Божественного единства (таухид) и того, что является правильным убеждением, заключается в том, что человек говорит следующее:

«Я верю в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, воскрешение после смерти и в то, что добро и зло судьбы – от Аллаха Всевышнего, а также в расчёт и весы, ад и рай. Всё вышеперечисленное – истина».

Аллах Един, Он не имеет сотоварища: «Скажи: Он – Аллах – Един, Аллах Вечный, ни в ком и ни в чём не нуждающийся; не родил и не был рождён, и не был Ему равным ни один!» (сура «Ихлас»).

Он не похож ни на одно из Своих творений, и ни одно из Его творений не похоже на Него. Он был, не прекращаясь, и не прекратится, со Своими именами и атрибутами – теми, которые относятся к Его сущности, и теми, которые относятся к Его действиям. Что касается тех, что относятся к Его сущности, они таковы: Жизнь, Могущество, Знание, Речь, Слух, Зрение, Воля. А те, которые относятся к Его действиям: Творение, Наделение пропитанием, Устроение и Придавание формы из ничего, Созидание и другие атрибуты действия.

Он был бесконечным и является бесконечным с Его атрибутами и именами; никакой атрибут и никакое имя не были сотворены (то есть являются безначальными). Он всегда и непрестанно был Знающим благодаря Своему Знанию, и Его Знание – предвечный атрибут. Он всегда и непрестанно был Могущественным благодаря Своему Могуществу, и Его Могущество – предвечный атрибут. Он всегда и непрестанно был Говорящим благодаря Своей Речи, и Его Речь – предвечный атрибут. Он всегда и непрестанно был Творцом благодаря Своему Творчеству, и Его Творчество – предвечный атрибут. Он всегда и непрестанно был Деятелем благодаря Своей Деятельности, и Его Деятельность – предвечный атрибут; объект Его Деятельности – творение, а Его Деятельность не сотворена.

Его атрибуты существовали в предвечности, не будучи сотворёнными или вызванными к существованию в какой-то особый момент. Кто говорит, что они сотворены или вызваны к существованию в определённый момент, или не уверен в атрибутах, или сомневается в них, является неверующим в Аллаха Всемогущего.

 Коран – это Слово Аллаха Всемогущего, написанное на свитках (масахиф), сохраняемое в сердцах, произносимое языками людей и ниспосланное Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Наше произнесение Корана сотворено, и наше написание его сотворено, и наше чтение (рецитация) Корана сотворено, но сам Коран не сотворён.

Мы говорим при помощи органов речи, звуками, в то время как Аллах Всевышний говорит не при помощи органов и не звуками. Звуки сотворены, а Слово Аллаха Всевышнего несотворённое. Он не имеет ни тела, ни субстанции, ни предела, ни противоположности, ни подобия, ни образа.

Именно Он предопределил («кадар» – предопределение) все вещи и установил их судьбу («када» – непреложный приговор Аллаха). Ничто не происходит в этом мире или следующем («ахират» – последний мир) помимо Его Воли, Его Знания, Его Решения (установления), Его Предопределения и помимо того, что написано на Хранимой Скрижали (ал-Лаух аль-Махфуз). Он записал там всё в смысле описания, не в смысле приказа. Установление, Предопределение и Воля – предвечные атрибуты, о которых не спрашиваем «как?». Аллах Всемогущий знает несуществующее, когда оно в своём состоянии несуществования, что оно – несуществующее; и Он знает также, каким оно будет, когда Он придаст ему существование. Аллах Всевышний знает существующее, когда оно в своём состоянии существования, что оно существует; и Он знает также, каким будет его исход. Аллах знает того, кто стоит, что он стоит, и когда он сядет, Аллах будет знать, что он сидит, и это не вызывает никакого изменения в знании Аллаха и прибавления какого-то нового знания у Него. Ибо изменение и смена происходят только в сотворённых существах.

Пророки, мир и благословения им, свободны от грехов, больших и малых, от неверия и всех мерзостей. Мухаммад, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), – Его любимец (хабибуху), Его раб (абдуху), Его посланник (расулуху), Его пророк (набийуху), Его избранник (сафийуху), очищенный Им (накийуху). Он никогда не поклонялся идолам, никогда не приписывал сотоварища Аллаху – даже на мгновение ока, и никогда не совершал грехов, больших и малых.

 Немного о сподвижниках

Наиболее добродетельные из всех людей после Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): Абу Бакр ас-Сиддик, затем – Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук, Усман ибн Аффан Зу-Нурайн, Али ибн Аби Талиб аль-Муртаза, пусть всеми ими будет доволен Аллах Всевышний. Они были стойкими в истине.

Мы говорим только хорошее обо всех сподвижниках Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Мы не считаем никого из мусульман неверующим (кафир) из-за какого бы то ни было греха, как бы ни был он велик, если он не рассматривает этот грех как дозволенный (халяль). Он не лишается имени верующего, мы продолжаем называть его действительно (хакикатан) верующим.

Мы не говорим, как мурджииты, что наши добрые дела принимаются Аллахом, а наши злые дела прощаются Им. Скорее, мы говорим, что этот вопрос нужно прояснить и истолковать следующим образом: если кто совершает доброе дело в соответствии со всеми необходимыми условиями и не отменяет затем своё деяние неверием или отступничеством до смерти, Аллах Всевышний примет его и воздаст наградой за него. Что касается дурных дел (исключая придавание сотоварищей Аллаху и неверие), за которые верующий не покаялся до смерти, умерев верующим, Аллах по Своей Воле может либо наказать совершившего их, либо простить его без наказания в адском огне вообще. Показная добродетель («рийа» – неискренность, двуличие) и тщеславие в любом деле аннулируют его награду.

Караматы

Чудесные знамения (аят) пророков и необычные явления («карамат» – чудеса) святых (авлия) – истина. Что касается того, что бывает у врагов Аллаха, таких как Иблис, Фараон и Даджал, то упомянутое в предании о совершённом ими в прошлом и том, что совершится в будущем, это мы не называем ни знамениями, ни чудесами, а называем это исполнением их нужд; Аллах делает это, чтобы дать им погрязнуть в грехе и наказать их, а они обманываются этим. Они увеличивают свою непокорность и укрепляются в неверии. Всё это возможно и допустимо.

Аллах Всевышний был Творцом до того, как Он творил, и Наделяющим пропитанием до того, как наделил пропитанием, Аллах Всевышний будет видим в последнем мире, верующие увидят Его в Раю.

 Иман

Вера означает признание (языком) (аль-икрар) и утверждение (сердцем) (ат-тасдык). Вера обитателей Небес и Земли не возрастает и не убывает в том, что касается содержания веры, а только в отношении степени глубокой убеждённости (аль-якын) и утверждения (ат-тасдык). Верующие равны в вере и в их утверждении Божественного единства, но превосходят друг друга в делах. «Равзу Азхар», стр. 255.

 Ислам

Ислам – это покорность и подчинение повелениям Аллаха Всевышнего. Существует лексическая разница между верой (иман) и Исламом, но нет веры без Ислама, и Ислам не возможен без веры. Они подобны внешней (проявленной) и внутренней (скрытой) сторонам вещи (которая неделима). Религия (дин) – это название, применимое и к вере, и к Исламу, и вообще ко всем Божественным законам.

Мы знаем Аллаха так, как следует знать Его, по Его описанию Самого Себя в Его Книге, со всеми Его атрибутами; но никто не способен поклоняться Аллаху Всевышнему так, как Он того заслуживает и как подобает поклоняться Ему. Скорее, человек поклоняется Аллаху Всевышнему в соответствии с Его приказами, как Он велел в Его Книге и в Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Верующие равны в отношении знания, уверенности, упования, удовлетворённости, любви, страха, надежды, веры (иман), но они различаются в том, что кроме этого (в том, насколько они придерживаются всего этого).

Аллах Всевышний справедлив к Своим рабам, может вознаграждать их в Своём Благоволении в значительно большей степени, чем они того заслуживают, Он может наказать их за их грехи по Своей Справедливости, а может простить их по Своей Щедрости.

Заступничество пророков (мир им и благословение) и заступничество нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за грешных верующих и за тех, кто совершил большие грехи и заслуживает возмездия, – это твёрдо установленная истина.

Взвешивание дел на Весах в День Воскрешения – также истина; бассейн (хавз) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – истина; заслуженная расплата между врагами в День Воскрешения посредством перераспределения добрых дел – истина. Если у них нет хороших дел, то перераспределяется ноша грехов – это тоже истина и допустимо.

 Рай и ад созданы, существуют сегодня и никогда не исчезнут. Гурии никогда не умрут, и возмездие, определённое Аллахом Всевышним, и награда, ниспосылаемая Им, никогда не прекратятся.

 Допрос Мункаром и Накиром в могиле – истина; возвращение духа (рух) в раба в могиле – истина; давление могилы – истина; наказание Аллахом всех неверующих и некоторых непокорных верующих – истина.

 Если кто-то испытывает затруднения с тонкостями науки о Божественном единстве, он обязан верить сразу же в то, что правильно перед Всевышним Аллахом в общем, пока он не найдёт учёного, для того чтобы спросить у него подробно. Он должен не откладывать поиск такого учёного.

Сообщение о Мирадже истинно, и кто отвергает его, тот заблудший и вносящий новшество.

Появление Даджаля и Гога и Магога (Яджудж и Маджудж) – истина; восхождение солнца с запада – истина; приход Исы (мир ему) с Небес – истина; и все другие признаки Дня Воскресения, что содержатся в достоверных преданиях, – установленная истина.

И Аллах ведёт, кого пожелает, по прямому пути.

«Фикхул Акбар» Имам Абу Ханифа. «Равзу Азхар» Али сын Султана.