Чистое намерение – основа искренности

Наиболее важной в совершении всех деяний верующего человека является забота о наличии чистого намерения и искренности в служении Всевышнему, ведь только благодаря ей наше поклонение может быть принято.  Не каждый, совершающий поясные и земные поклоны, является совершающим намаз по-настоящему. Не каждый, обучающий или изучающий знания, является истинным алимом или мутаалимом. И не каждый, вышедший сражаться на пути Аллаха, является настоящим муджахидом. Всё это зависит от намерения, чистых стремлений и целей.

В хадисе, переданном Абу Мусой аль-Ашари, сообщается, что Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Один человек сражается ради трофеев, другой сражается ради славы, третий же сражается напоказ, так, кто из них сражается на пути Аллаха?!” Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто сражается ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха, тот на пути Аллаха» (имамы аль-Бухари, Муслим).

Тот, кто борется для того, чтобы возвысить слово Всевышнего, чтобы возвеличить религию, помочь в распространении религии и выполнять веления Аллаха. При  этом человек не должен стремиться к власти, обретению богатств, людской славы.

В другой версии передаётся, что человек сражается ради военной добычи, почёта или власти. Пророк (мир ему и благословение) отверг всё, кроме борьбы на пути Аллаха, ради возвышения слова Всевышнего, где не преследуются другие цели.

АбдуЛлах ибн Мас’уд передал хадис:

  إِنَّ أَكْثَرَ شُهَدَاءِ أُمَّتِي أَصْحَابُ الْفُرُشِ ، وَرُبَّ قَتِيلٍ بَيْنَ الصَّفَّيْنِ ، اللَّهُ أَعْلَمُ بِنِيَّتِهِ

«Большая часть шахидов уммы умерли в постели. Мало умерших в строю, Аллах знает об их намерениях» («Муснад имама Ахмада», «Муснад» Аби Шайба»). Люди могут умереть в постели, но в Судный день их воскресят среди шахидов.

Также передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَنْ غَزَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَهُوَ لا يَنْوِي فِي غَزَاتِهِ إِلا عِقَالا فَلَهُ مَا نَوَى

«Кто участвовал в газавате ради икаля (головной убор бедуина), ему это и запишется» (Ахмад, аль-Байхаки, ан-Насаи). Обратите свое внимание на понимание искренности по отношению к Тому, кто знает все тайны. Всевышний говорит в священном Коране:

ومَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ

«То, что было им предписано, имело только одну цель: искренне поклоняться Аллаху Единому, отворачиваясь от лжи и придерживаясь истины, регулярно и должным образом совершая предписанную (ритуальную) молитву и раздавая закят. Это и является истинной религией». 98:5.

Также Аллах сказал:

أَلا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» Коран, 39:3.

فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا

«Тот, кто надеется предстать перед Аллахом и получить Его награду, пусть искренне вершит благодеяния и не поклоняется никому другому наряду с Аллахом » Коран, 18:110.

Для верующего является обязательным избавиться в намерении от всего, кроме довольства Аллаха, следить за состоянием сердца, чтобы оно не отклонилось от истины, контролировать свои поступки и слова. Необходимо приучить себя совершать все виды поклонения с чистым намерением ради Всевышнего. Даже кусок пищи, поставленный мужем в рот жены, должен быть совершён ради Аллаха,  за что мусульманин будет вознаграждён и что является проявлением благого нрава. К примеру, покупка одежды для детей не должна быть проявлением высокомерия, попыткой перещеголять соседей, стремлением унизить бедных или быть похожим на кого-то из грешников, лишённых милости Аллаха. Покупайте одежду для детей с намерением исполнить обязательное  предписание в укрытии аврата, чтобы продемонстрировать блага  Всевышнего, чтобы украситься тем, что дозволил Аллах, придерживаясь в этом умеренности и остерегаясь расточительства. За такой поступок с правильным намерением верующий будет вознаграждён.

Если в своих действиях мусульманин не руководствуется искренним намерением, то он останется без награды, напротив, если намерение испорчено, верующий заслуживает наказания, так как человек совершает деяния под видом поклонения Всевышнему, но не ради Него. Совершая поясные и земные поклоны, некоторые люди желают известности или преследуют иные цели, что является выставлением деяний напоказ.

Верующие в Аллаха, будьте искренни. От Умара ибн Хаттаба передано, что Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) сказал (смысл): «Воистину, деяния судятся по намерению, и каждому человеку – то, что он намеревался. И тот, кто переселился ради Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), то его переселение будет принято Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение), а кто переселился из-за мирского или для женитьбы на какой-то женщине, то переселение его – к тому, к чему или к кому он переселился». Этот хадис приводит имамы аль-Бухари и Муслим. То же самое относится к священной войне, учёбе, профессиональной деятельности, паломничеству, т.е., при совершении любого благого деяния необходимо стремиться к довольству Аллаха. Если человек верует в Аллаха, то он  чётко понимает это, так как нет более достойного для поклонения, чем Всевышний.

Верующие в Милостивого, следите за своим сердцем, пусть ваши помыслы будут чисты, избавляйтесь от стремления к довольству кого-либо кроме Аллаха, ведь никто, кроме Него не сможет вас вознаградить.

Подумайте над хадисом, приведённом в достоверном сборнике Муслима, в котором сообщается о трёх людях, которые первыми будут брошены в пламя Ада: учёном, сражавшемся за веру и тратившем свои деньги на благотворительные нужды. Его Аллах спросит: «Что вы делали с тем, чему Я вас учил?» И услышит в ответ: «Я читал его на рассвете и на закате (я  искал знания  и учил людей)». Тогда Аллах скажет ему «Нет, ты соврал». И ангелы скажут: «Нет, ты соврал». Аллах изречёт: «Ты лишь хотел, чтобы люди сказали о тебе: «Он – (учёный) и чтец Корана» и это было сказано тебе». Он  будет брошен в ад. Затем Аллах обратит Свой взор на второго: «А что ты делал с тем, что Я дал тебе?». Тот ответит: «Я выполнял долг перед своей семьёй и тратил свои деньги на благие цели». Аллах и ему скажет: «Нет, ты лжёшь. Ты тратил их лишь для того, чтобы люди сказали о тебе, что ты щедрый, и это было тебе сказано». Он также отправится в ад. И человек, погибший на пути Аллаха,  будет спрошен: «Как ты умер?». Он скажет: «О, мой Господь! Мне было приказано совершать джихад на Твоём пути, и я сражался до тех пор, пока не был убит». Аллах скажет: «Нет, ты соврал». Потом Аллах скажет: «Ты сражался только для того, чтобы про тебя сказали: “Он – человек великой доблести “».

О Аллах, одари нас ихлясом, избавь от любого вида показухи, о Наищедрейший.

Стенограмма проповеди шейха Хабиба Умара