Высший суд: спор тела и души

Начинает Аллах с опроса пророков: «Я отправлял вас распространить веру среди народа, как они вам ответили?» От тяжести этого дня и страха перед Всевышним они скажут: «О наш Владыка, сегодня мы безумны и безграмотны. Ты – знающий всё явное и тайное. Ты лучше знаешь, как они нам ответили».

Так, увидев страх и стыд пророков (мир им) перед Всевышним, многие люди, желая скрыть свои плохие и унизительные деяния, захотят, чтобы их поскорее отправили в Ад, дабы не быть опозоренными перед Аллахом и другими людьми. Затем в руки каждого человека передадут список, на котором записаны все его деяния. Тому, кто хорошее делал больше плохого, список отдадут с правой стороны, а тому, кто плохое сделал больше хорошего – с левой. Тот, кому дадут список с левой стороны, скажет: «Неужели я совершил все эти плохие деяния?», пусть даже и будет уверен в том, что это он их совершил.

Затем Аллах спросит каждого человека, не совершил ли он такой-то грех явно, какой-то – тайно, спросит обо всём, не пропустив даже ни один малейший грех. Несчастному человеку трудно будет говорить правду. Он скажет: «О Аллах, ты же сделал запретным совершение гнёта над другими». Когда Аллах скажет, что Он запрещал гнёт, человек промолвит: «В таком случае пусть каждый орган моего тела заговорит и расскажет обо всём, что делал». Тогда Аллах запечатает рот Своего раба и повелит его органам рассказать обо всём. Каждый орган изложит всё плохое и всё хорошее, что они совершили. Тело оказавшегося в безвыходном положении раба свалит всю вину на душу, а душа – на тело.

Тело скажет душе: «Если бы тебя во мне не было, я был бы подобен камню или растению (то есть безумным, не могущим двигаться). Из-за тебя я попал в грех, из-за тебя провинился перед Всевышним, ты делала так, чтобы всё плохое мне казалось хорошим».

Душа скажет телу: «Я – немощный, беспомощный ветер без ног, головы, глаз, ушей, который был впущен в тебя (тело). Тем, что я попал в тебя и твоим поведением я оказался в мучении». Тогда Аллах пошлёт одного ангела, чтобы тот разрешил спор между телом и душой. Этот ангел скажет телу и душе: «Допустим, что парализованный человек, который не может двигаться, и слепой человек, который абсолютно ничего не видит, оказались в чужом саду. Парализованный, но видящий человек сказал слепому: “На том дереве я вижу плод, но я не могу его достать”. Слепой ответил: “Садись на меня. Вместе с тобою я залезу на дерево, а поскольку ты видишь, плоды будешь срывать ты”. Если таким образом они залезут на дерево и съедят чужие фрукты, т. е. допустят харам, кто же из них будет виноватым?» Душа и тело ответят: «Виноваты они оба». Тогда ангел скажет им: «Вы пришли к верному выводу без моей помощи: в нашем случае тоже виноваты вы оба, поскольку вы совершали грехи вместе: душа, проезжая на теле, тело – на душе». Тогда у человека не останется слов для возражения.

Аллах, если захочет, спросит раба: «Ты знаешь все те грехи, которые совершил?», и перечислит их. Если раб скажет, что знает, Аллах не накажет его за эти грехи и скажет: «Как Я скрыл твои грехи в том мире, так Я и сегодня скрою их – не раскрою их и не накажу тебя». Цель нашего покаяния (тавбу) заключается в том, чтобы в Судный день Аллах оставил наши грехи в тайне.

По материалам книги «Маватин уль инсан».

Мухаммад Хусайнию