Смерть-конец материальной жизни

Смерть это неопровержимый факт, который ожидает каждого, человек может отрицать почти всё из-за своего ложного убеждения, однако отрицающий конец материальной жизнь является глупцом. Аллах в Коране ясно говорит

 كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ ثُمَّ إِلَيْنَا تُرْجَعُونَ

Смысл: "И каждая душа  непременно вкусит смерть и к Нам вы будете возвращены(сура "аль-Анкабут",аят 57). Вопрос только в том, когда она придёт? А придёт она точно. И в каком состоянии будет человек в этот час?

Каждая душа почувствует на себе агонию смерти, кто бы он ни был, какой бы статус не имел в этой жизни, даже сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение), который был любимцем Аллаха, испытывал очень сильные боли при смерти и болел около двух недель.

Неизбежность смерти

Смерть неизбежна. Люди не хотят слышать даже о смерти, от одного произношения вслух слова "смерть" некоторые становятся как сумасшедшие от нежелания слушать об этом, тогда как, Пророк (мир ему и благословение) говорил:

"Умножайте поминание смерти, которая удаляет наслаждение от мирского" (Имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд).

Действительно, от одного её упоминания появляется дрожь в теле, волосы встают дыбом и мурашки идут по коже, от представления о том, что тебя больше не будет и что о тебе будут говорить в прошедшем времени и т.д., ещё страшнее представлять, что ожидает нас  при смерти.

Однажды, когда ангел Израил (мир ему) пришёл к Мусе (мир ему и благословение), чтоб забрать его душу, пророк Муса (мир ему), от злости ударил Ангела  смерти тростью, и тот отправился к Аллаху и пожаловался, Всевышний же сказал Ангелу:

"Спроси у Моего пророка, если он желает, пусть поставит ладонь на спину быка, и сколько волос на спине быка охватит Его ладонь, столько лет Я дам ему жизни". Ангел смерти передал послание пророку (мир ему), и тот спросил: "А через столько лет  ты опять придёшь за мной?"

Израил ответил: "Да, и после этого срока я вернусь за тобой", и Муса (мир ему и благословение) сказал: "Тогда забери сейчас". То есть, хоть сколько бы лет жизни не прожил Посланник Аллаха (мир ему) смерть настигнет его, поэтому пророк (мир ему) дал такой ответ.

Ведь были пророки -долгожители как пророк Нух (мир ему), который прожил девятьсот лет, однако при смерти он сказал (смысл): "Жизнь прошла быстра, и была коротка", а представьте сегодняшнего человека, который проживает около семидесяти лет, а ведёт жизненный образ как будто будет жить тысячи лет.

Как бы человек не старался забыть смерть, но смерть не забывает о нём и ожидает предписанного часа. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

"Ангел смерти сказал: "Я пять раз в день и пять раз ночью пристально смотрю в лица людей, что бы узнать, не пришёл ли их час" (ат-Табарани).

Где бы человек не скрывался, смерть по любому настигнет его, ибо Аллах сказал:

 أَيْنَمَا تَكُونُوا يُدْرِكْكُمُ المَوْتُ وَلَوْ كُنْتُمْ فِي بُرُوجٍ مُشَيَّدَةٍ

Смысл: "Где бы вы не находились, настигнет вас смерть, если даже вы в укреплённой башне" (ан-Нисаъ, аят 78). Так что, не нужно убегать от смерти, ведь тот, кто бежит от неё, бежит навстречу к ней.

Она (смерть) приходит внезапно, и очень часто застаёт врасплох человека, да убережёт Аллах от внезапной смерти.

Состояние при смерти

Когда человек находится в агонии, его состояние объяснить не сможет никто, даже сам умирающий, потому как состояние умирающего очень тяжёлое. Когда человек получает ожог или другую травму, то тело чувствует сильную боль, а представьте состояние, когда боль чувствует не только тело, но и душа.

По этому  Аллах выразился в аяте "...и каждая душа...", телесная боль естественна, а вдобавок, боль чувствует и душа человека. Некоторые высказывания Пророка (мир ему и благословение) и описание агонии мы приведём в этой статье.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

          " حدثوا عن بني إسرائيل و لا حرج ، فإنه كانت فيهم الأعاجيب " . ثم أنشأ يحدث

قال : " خرجت طائفة من بني إسرائيل حتى أتوا مقبرة لهم من مقابرهم ، فقالوا :

لو صلينا ركعتين ، و دعونا الله عز وجل أن يخرج لنا رجلا ممن قد مات نسأله عن

الموت ، قال : ففعلوا . فبينما هم كذلك إذ أطلع رجل رأسه من قبر من تلك المقابر

، خلاسي ، بين عينيه أثر السجود ، فقال : يا هؤلاء ما أردتم إلي ؟ فقد مت منذ

مائة سنة ، فما سكنت عني حرارة الموت حتى كان الآن فادعوا الله عز وجل لي

يعيدني كما كنت "

Смысл: "Рассказывайте о сыновьях Исраиля (т.е., истории из их жизни". Далее, Пророк (мир ему и благословение) рассказал:

«Вышла в путь одна из групп бану Исраиль, пока не пришли к могилам и обратились они друг к другу: "Мы совершим молитву, а затем попросим Аллаах, что бы Он оживил умершего нам рассказать о смерти", и вот, когда они все выполнили, из могилы встал человек, он был коричневого цвета (от того, что уже давно умер), и спросил Он:

"Что вам нужно? Клянусь Аллахом, я умер девяносто лет назад, однако горечь смерти до сих пор осталась в моем теле, как будто бы я умер только что",- это при том, что Он при жизни был усердно поклоняющийся Аллаху» (Ибн Аби Шайба в "аль-Мусаннаф"; Имам Ахмад в "аз-Зухд" и др).

Если так тяжело было этому рабу Аллаха, который так много поклонялся Аллаху, что же можно сказать о тех, которые даже не совершают молитву, тратят своё время впустую, не говоря о других предписаниях!

Ан-Назр ибн Харис рассказал, что Пророка (мир ему и благословение) спросили о боли, которую ощущает умирающий, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: "Боль, которую чувствует человек при смерти, равна трёмстам ударам сабель по телу одновременно" (Ибн Аби Дунья).

Передают от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), что он говорил:" Мой отец постоянно повторял: "Почему умирающий не описывает смерть, когда приходит в сознание (находясь в агонии)?".

И вот, когда его охватила смерть, я подошёл и спросил: "О, Мой отец! Ты удивлялся, почему человек не описывает смерть при смерти (намекая, чтобы отец описал), тогда отец сказал:

«Оказывается, смерть выше всяких описаний. Однако сравнительно это боль равна тому, как будто на меня упали семь небес и раздавили меня. Как будто дерево с колючками растёт внутри меня и разрывает все органы и сосуды. Как будто мою душу вытаскивают через ушко иголки».

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил у Каъба: "Расскажи нам о смерти". Тот рассказал: "(Примерно) смертельная боль равна тому как будто выросла внутри тела дерево с колючками, по всем сосудам и венам, а затем резко это дерево вырвали и вытащили наружу", просто представьте, какая боль человека в это время настигает.

Праведники, учёные, когда слышали о смерти, то падали в обморок, не могли прийти в себя из-за страха перед Аллахом.

Поминание смерти

Поминание смерти является очень похвальным и желательным, потому как мысль о смерти заставляет задуматься о будущей жизни и положении, соответственно, удерживает от грехов и побуждает на благое.

Однажды Пророк (мир ему и благословение), увидев людей, которые громко смеялись, обратился к ним: "Если вы много поминали бы смерть, то не находились бы в таком положении, в котором я вас вижу", далее Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

 أكثروا ذكرَ هاذم اللَّذات

Смысл: «Увеличивайте поминание разрушительницы наслаждений" (т.е. смерть).

Так же в хадисе сказано: "Человек, который двадцать раз в день вспоминает о смети, умрёт как шахид (мученик, погибший на пути Аллаха)".

Так что, вспомнить о смерти полезно человеку для его будущей жизни, и не нужно бояться, что поминание смерти приближает её. Аллаха установил конкретное время смерти каждому человеку, в назначенный срок каждый уйдёт из этого мира.

Аллах Сам в Коране говорит:

 المال والبنون زينة الحياة الدنيا والباقيات الصالحات

Смысл: "Богатство и сыновья-украшение, услада для вас  в этой  жизни, но это  всё проходящее, не вечное. А то, что остаётся-это благие деяния" (сура "аль-Кахф" аят 45-46).

Вспоминайте о смерти, воистину смерть не забывает о вас, в поминании смерти есть большая польза.