Не умаляйте значение молитв

Душа верующего необычайно чувствительна ко всему, что связано с непоколебимыми основами бытия, такими как жизнь человека и его религиозные устои, безопасность и общественное спокойствие, базирующиеся на взаимопонимании и мире.

  В современных реалиях невозможно оставаться в стороне от происходящего вокруг. Наша планета уподобилась маленькому селению, где каждый знает о случившемся с его соседом. Когда мы слышим о тяжёлых потрясениях, обрушивающихся на близких, нас охватывает волнение, мы переживаем, наши сердца наполняются болью. Иначе и не может быть. Достоверный хадис гласит: «Единство верующего с единоверцами сравнимо с цельностью и взаимосвязью головы с телом. Тревога верующего за собратьев отражается на нём аналогично тому, как любая боль в теле передаётся в головной мозг человека» (см., например: Ас-Суюти Дж., «Аль-джами ас-сагыр» . Бейрут: аль-Кутуб аль-ильмийя, 1990. С. 548, хадис № 9151, «хасан»).

 Верующий с относительной лёгкостью и терпением преодолевает собственные невзгоды, беды же других людей или неправедность по отношению к ним воспринимает c особым волнением и переживанием.

 Когда над нашим сознанием сгущаются тучи удручающей информации, когда мы слышим, что гибнут безвинные люди, задеваются чувства верующих, царит несправедливость по отношению к кому-либо на Земле, мы обязаны спокойно проанализировать причины происходящего, осмыслить пути решения проблем, а также по мере своих возможностей оказать помощь, нисколько не умаляя в таких случаях значимость молитвы и обращений к Аллаху.

 Молитва, мольба, обращение ко Всевышнему, просьба… Каждый, поднимая руки и взывая к Нему, просит о своём. Кто-то просит праведное потомство, кто-то молит о материальном достатке, кто-то желает успеха на работе. Зачастую эти мгновения обращённости ко Всевышнему мы посвящаем самому важному и беспокоящему нас. Безусловно, и дети – очень важно, и материальный достаток, и карьера. Но есть иной уровень, когда живёшь не только для себя, но и для других.

 Прискорбно, но мир сегодня охвачен смутами, беспорядками, многочисленными случаями гибели людей, что в хадисах охарактеризовано словом «хардж», являющимся признаком приближения Конца Света.

Молитвы тех, чьи помыслы и усилия не ограничены лишь собственными заботами, наполнены обращённостью ко Всевышнему о возвращении человечества к подлинным его принципам, воцарении мира, спокойствия и справедливости, прекращении кровопролития. Их души болеют за то положение, в котором пребывает современная умма заключительного Божьего Посланника, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Они желают благоденствия для этой уммы и молят Аллаха о пробуждении в людских сердцах веры в Него, укреплении единства между ними, молят об интеллектуальной просвещённости, сочетающейся с истинной духовностью, просят мудрости и жизненной активности.

 Наша численность на сегодня составляет более полутора миллиардов человек. Огромная цифра, огромное количество. Число мусульман первого поколения не превышало и ста тысяч, но результат их позитивной жизнедеятельности, их энергичность и непоколебимость поражают человеческие умы и по сей день.

 Высочайший уровень развития наук, прогрессивные технологии позволяют нам постоянно всесторонне совершенствоваться до такой степени, чтобы быть в авангарде всех жизненных сфер, к чему и призывает нас Священное Писание. Народ или группа людей, будучи просвещёнными, грамотными и дальновидными, не позволят себе реагировать на какую-либо провокацию и приложат максимум усилий к сохранению мира. Есть многое, о чём мы должны задуматься и в чём должны измениться. Но как минимум каждый, кто гордится своей верой и приверженностью заключительному Посланнику (мир ему и благословение), обязан молить и просить Всевышнего о Его милости и помощи мусульманской умме. Возможно, именно эти молитвы и переживания являются чрезвычайно важными и значимыми на данный момент.

Мы – маленькое отражение огромного мусульманского мира. А какое количество из нас, проснувшись ночью, предстало пред Всевышним с глубокими переживаниями относительно мусульман? Сколькие из нас взмолились ко Всевышнему со словами: «О Аллах, объедини сердца верующих! Искорени из их сердец неприязнь друг к другу! Укрепи их Своей помощью! Направь их к тому, в чём Твоё довольство!» Если же в нас нет этих переживаний, если мы больше поглощены личными вопросами, то, наверное, в аналогичном положении находятся и остальные. И, как следствие, у нас не хватает сил выбраться из той пропасти, в которой оказались.

 Священный Коран гласит (смысл): «Кто же отвечает на молитву оказавшегося в трудной ситуации и разрешает проблемы (устраняет неприятности), и делает вас наследующими землю одних за другими?! Разве может быть божество вместе с Богом?! Вы редко когда задумываетесь об этом!» (см.: Св. Коран, 27:62).
Коран использует слово «мудтар», означающее того, кто оказался в крайне сложной ситуации, когда, казалось бы, уже выхода нет. И здесь, в условиях безысходности и полной безнадёжности, человек каждой клеткой своего тела, всеми фибрами души осознаёт и понимает, что единственный выход – это помощь Всевышнего. И Аллах отвечает на его мольбу.

 Мы помним, как пророк Юсуф оказался в глубоком и тёмном колодце, в обстановке, где вроде бы уже и нет надежды на спасение. Но сердце пророка устремлено к Аллаху, и Он даёт выход: спустя небольшое время опускается в колодец ведро, и Юсуф вызволяется с его помощью из глубины.

Вспомним пророка Юнуса, оказавшегося внутри брюха огромного кита. И кажется, нет пути к избавлению от беды.

«Он воскликнул из многослойной тьмы : “Нет бога, кроме Тебя ! Ты бесконечно далёк от всех недостатков (от всего того, что не присуще Тебе). Воистину, я был из числа притеснивших себя, нанёсших себе урон”. Мы ответили ему и спасли от огорчения (печали). Именно так Мы спасаем верующих » (смысл) (см.: Св. Коран, 21:87, 88).

Каждому, независимо от индивидуального круга обязанностей, статуса и прочих особенностей, нужно разобраться со своими собственными недостатками. Какую бы роль мы ни выполняли на этой земле, чем бы ни занимались, причину тех сложностей и проблем, что возникают вокруг, мы должны увидеть изначально в себе. Нужно каяться перед Всевышним, просить прощения, изменяться самому и изменять окружающий мир хотя бы на уровне молитв. Наши мечты, наши устремления, даже наши сны должны быть проникнуты образами того светлого, к чему мы стремимся.