Закят-уль-фитр (закят разговения)

Закят разговения является особенностью нашей общины (мусульман). Обязательным этот закят сделали во втором году хиджры, за два дня до праздника разговения (Ид-уль-Фитр). В хадисе сказано: «Пост Рамадана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закята-уль-фитр он будет вознесён на небеса», т. е. закят-уль-фитр способствует принятию нашего поста. Мудрость обязательности этого закята подобна тому, что ошибки в намазе мы восполняем судждой (земным поклоном), а ошибки в посте очищаем закятом.

Выплатить закят-уль-фитр обязан каждый мусульманин, кто будет иметь состояние большее, чем для обеспечения себя, своей семьи и прислуги, питанием и одеждой на праздничный день и ночь (т. е. более чем на сутки). Закят-уль-фитр обязан выплатить и неверный за тех мусульман, кто находится на его иждивении (отец, дети, рабы и т. д.) и которых он обязан обеспечить пропитанием. Теми, кого человек обязан кормить, являются бедные родители, дети, рабы и прислуга, нанятая с условием обеспечить её пропитанием. За родителей и детей закят-уль-фитр не выплачивается, если они не бедны. Отец не обязан платить за совершеннолетнего сына закят-уль-фитр, если он не занят изучением исламских наук или не нетрудоспособен.

Если несовершеннолетний ребёнок имеет своё состояние, то и в этом случае отец не обязан за него выплачивать закят-уль-фитр. Но если всё-таки отец выплачивает за сына и при этом имеет намерение возместить себе выплаченное имуществом сына, то можно после возместить себе выплаченное из имущества сына.

Если муж беден, а жена состоятельная, то жена не обязана за него выплачивать закят (сах). В случае если муж находится далеко и жена остаётся без пропитания, то она может для выхода из ситуации взять в долг, но не обязана брать в долг для того, чтобы выплатить закят-уль-фитр.

После развода (троекратного талака), если жена беременна, за неё бывший муж обязан выплатить закят, потому что до рождения ребёнка он обязан содержать её. Закят-уль-фитр выплачивается наиболее употребляемым в его местности зерном в количестве одного саха за одну душу. Сах равен 2400 граммам, для точности лучше выплатить 2,5 килограмма.

 По мазхабу имама аш-Шафии нельзя выплачивать закят-уль-фитр денежным эквивалентом. Можно выплачивать деньгами, следуя мазхабу имама Абу Ханифы, и сумма равна стоимости саха. Наиболее употребительными продуктами, которыми можно выплатить закят-уль-фитр, являются пшеница, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм, сыр, молоко, творог. По тому порядку, который здесь даётся, один продукт выше другого. Последующим из них нельзя выплачивать закят-уль-фитр, употребляющим ранее перечисленный продукт, но тот (т. е. раньше перечисленный) выплачивать лучше и это допустимо. К примеру, если в одном месте употребляют ячмень, лучше будет, если выплатить пшеницей. Но тем, кто употребляет ячмень, нельзя выплачивать кукурузой.

Условиями для обложения закятом-уль-фитр являются то, что выплачивающий должен быть мусульманином и должен быть живым часть месяцев Рамадан и Шавваль. С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамадана, закят-уль-фитр выплачивается, если тот умер до захода солнца – не выплачивается. С ребёнка, родившегося в последний день Рамадана и оставшегося в живых до захода солнца, тоже выплачивается. Лучшим временем для выплаты закята-уль фитр считается время от утреннего намаза праздничного дня до совершения праздничного намаза, но можно выплачивать и с начала месяца Рамадан тоже.

Откладывать раздачу саха на время после совершения праздничного намаза и далее считается нежелательным (макрух). Откладывать раздачу дольше праздничного дня без причины является грехом. Причиной может послужить нахождение имущества в отдалении или нахождение людей, которые должны получить сах, вдалеке. Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населённом пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, то только тогда его переносят в другое место, иначе это является харамом. Можно переносить в другое поселение по решению имама.

Если в начале месяца Рамадан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, в котором человек находится в момент захода солнца в последний день месяца Рамадан. Закят-уль-фитр получают те же восемь категорий людей (при наличии их), которые получают и закят с имущества. Но всё же алимы мазхаба имама аш-Шафии Ибну Мунзир, Равяни, шейх Абу Исхак Ширази говорят, что можно раздать трём неимущим и необязательно его раздавать всем, кто входит в те категории. Рафии сказал, что можно давать и одному человеку. Азруи сказал, что слову Рафии следуют во всех местах и временах. Рекомендуется раздавать закят-уль-фитр троим, но можно и одному человеку.

Али Гамзатов