Этика почитания мужа женой

Ислам – это самый лучший путь и высочайший образец в жизни человечества. Поэтому он и определяет самый целесообразный, прекраснейший и полезный путь семейных отношений, подобие которому нет более.

Ислам, подобно другим законам, объявляющим такие не отвечающие природе людей нереальные постулаты, как полное равенство между мужем и женой, не желает, чтобы у одного очага были две главы, что ведет к разладу и беспорядку в семье. Ислам дает точный, соответствующий объем функциональных обязанностей мужу, такие же соответствующие своей природе обязанности жене, и если каждый будет действовать и жить в тех границах, указанных в Исламе для семьи, то не будет на земле более счастливой семьи. Если кому-то из мужчин или женщин не нравятся то или иное повеление Шариата, то это из-за своего невежества, неосознания сути проблемы, непонимания глубины, последствий нарушения законов Шариата.

Исламская этика почитания мужа женой сводится к следующему:

1. Жене не следует выходить из дому без разрешения мужа, даже для посещения родных.

В хадисе говорится: «Верующей в Аллаха женщине не позволяется выходить из дому против желания мужа» (Хаким).

Однако мужу не следует быть слишком твердым в этом вопросе, и необходимо позволять жене посетить родных и близких в соответствии с Шариатом.

Еще в хадисе, рассказанном ат-Табарани, говорится: «Однажды муж некой женщины уехал в дальнее путешествие и перед поездкой повелел жене не выходить из дому пока он не вернется. В это время заболел ее отец. Она послала гонца к Пророку (мир ему и благословение), чтобы спросить, имеет ли она право посетить больного отца. Пророк (мир ему и благословение) ответил, что она не имеет право посетить больного отца и выходить из дому без разрешения мужа. Она подчинилась воле мужа, и не вышла из дому даже тогда, когда ее отец умер. Затем Пророк (мир ему и благословение) послал к ней человека с радостной вестью: «Аллах простил все грехи ее отца из-за того, что она не ослушалась мужа и не вышла из дому».

2. Жена должна выражать довольство совершенными супругом добрыми деяниями, как бы малы они не были, она должна замечать подобные благие дела мужа. В достоверном хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда я заглянул в Ад, то обнаружил, что большинство его обитателей являются женщинами». Женщины спросили: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а как они туда попали?». Он ответил: «Они не замечали хорошие деяния мужа» (Муслим, аль-Бухари).

3. Когда бы муж ни приглашал жену в постель, она обязана подчиниться его воле. В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если муж позовет жену в постель, и она откажет ему, и муж ляжет спать, разгневавшись на нее, то ангелы до утра будут проклинать ее». Но в период регул ей не позволяется разрешать мужу трогать без прикрытия область тела от колен до пупка. И муж, позволивший себе это, впадает в большой грех.

4. Жене не следует без необходимости разговаривать много, особенно нельзя допускать разговоры, которые обижают, ранят душу мужа. В хадисе говорится: «Когда в этом мире жена обижает, печалит мужа, то гурия, предназначенная ему в Раю, говорит: «Да уничтожит тебя Аллах, он же с тобой живет временно, ведь скоро он простится с тобой и придет к нам» (Ат-Тирмизи, Хаким и др.).

5. Если случилось так, что жена рассердила мужа, ранила его сердце, ей следует торопиться в раскаянии и просить у него прощения. Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Если муж сердится на жену, то Аллах не воспринимает ее молитву и ее хорошие деяния не поднимаются на небеса. Но если муж рассердился из-за того, что жена не выполнила недозволенное по Шариату его указание, то нет на ней греха за это» (Ибн Хаббан, Ибн Маджа).

6. Жене запрещается отдавать что-либо из имущества мужа другим без разрешения на это мужа. Но если она уверена, что муж не будет против этого, тогда ей можно отдавать что-либо и без его разрешения. И то, что дается и его количество должно быть таким, что не вызвало бы нареканий мужа. Однако жена имеет полное право распоряжаться своим собственным имуществом, она может тратить ее на благие цели так, как она желает.

7. Жене также не позволяется соблюдать желательный (сунну) пост, когда муж, находясь рядом, имеет желание насладиться ею. Если жена будет соблюдать желательный пост против желания мужа, то он будет напрасен. Вдобавок к этому ей запишется грех, а не вознаграждение. Но для соблюдения обязательного поста ей разрешение мужа не требуется.

8. Очень важно женщине сохранить себя от взглядов посторонних мужчин. Однажды Пророк (мир ему и благословение) спросил своей дочери Фатимы (да будет доволен ею Аллах!), что лучше всего для женщины. Она ответила: «Самое лучшее, чтобы другие люди не видели меня, и я не видела их». Тогда Пророк (мир ему и благословение) от радости обнял и прижал к груди свою дочь и сказал, что, оказывается, родственные души, потомки похожи друг на друга.

Однако это не значит, что во время учебы, на работе, при обращении к врачу и т. п., мужчины и женщины не должны вовсе видеть друг друга. Если соблюдается шариатские требования и нравственный этикет, то в этом нет ничего греховного.

9. Женщина не должна требовать от мужа более необходимого ни в одежде, ни в пище, ни в домашней утвари, ни в посуде, ни в мебели. В хадисе, рассказанном Хатаби и Байхаки, говорится, что по приближении Конца Света человек в большей части пострадает, обречет себя на погибель из-за своей жены и детей. Они будут требовать от него много жизненных благ, и он в поисках этого потерпит убыток и в мирском, и своей религии.

10. Жене следует отказаться от приема пищи, приобретенного мужем недозволенным, запретным путем: ворованное, отнятое у другого, полученное от продажи спиртного, полученное путем ростовщичества (риба), приобретенное в качестве взятки, полученное использованием рэкета и т. п. Доподлинно известно, что запрещается употреблять запретное (харам), разве что только для сохранения жизни, во избежание голодной смерти. Раньше, когда муж уезжал на заработки, жена и дочери просили его не приезжать домой с богатством, приобретенным недозволенным путем. Они готовы были жить впроголодь, без добротной одежды, лишь бы им не пришлось терпеть огонь Ада.

11. Жена обязана всегда слушаться мужа, если он не требует от нее совершить запретное. В хадисе, переданном Ибн Хаббаном, говорится: «Если женщина пять раз в день совершает обязательный намаз, соблюдает пост в месяц Рамадан, сохраняет свое тело от посторонних людей и подчиняется своему мужу, то она войдет в Рай своего Господа Аллаха».

12. Женщине следует стараться всегда поддерживать мужа, сохранять хорошее настроение, поднимать его дух и добиваться его довольства. В хадисе отмечается: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею, войдет в Рай в числе первых из вошедших в него» (Ат-Тирмизи).

К указанным правилам этикета, которых жена должна соблюдать по отношению к своему мужу, можно добавить и следующие: жене следует оставаться дома, не следует подниматься на крышу или выглядывать из окон, чтобы посмотреть на чужих мужчин, необходимо меньше проводить время в разговорах с соседями, если в этом нет нужды, дома и вне дома нужно стараться поддержать авторитет и достоинства мужа, стараться во всем добиваться его довольства. Не позволительна ей измена ни телом, ни по отношению к имуществу мужа.

Даже тогда, когда она по разрешению мужа выходит из дому, следует идти по пути, где людей мало, в неброской, простой и скромной одежде. Необходимо остерегаться разговоров с повышенным голосом, не следует знакомиться, тем более дружить с друзьями мужа. Если в отсутствие мужа придет его друг или кто-то другой, следует отвечать ему из-за двери, и лучше в таких случаях отвечать, изменив свой голос, дабы пришедшие подумали, что она является старой женщиной.

Необходимо вовремя совершать намазы, поминать Аллаха, заниматься домашним хозяйством, наведением порядка в доме. Следует довольствоваться благами, которыми Аллах наделил мужа. Обязанности перед мужем должны быть главнее, чем обязанности перед родителями. Находясь дома, жена всегда должна быть чистой, опрятной, красивой, надушенной благовониями, всегда готовой выполнить требования и желания мужа, и эту готовность ей следует выражать намеками, знаками, словами и т. п.

Она всегда должна быть милосердной и заботливой к детям, нельзя ругать детей и мужа и тем более проклинать их. Необходимо стараться дать детям правильное духовно-нравственное воспитание. Нельзя прерывать мужа, пререкаться с ним, нельзя перед мужем кичиться своей красотой и упрекать его в уродливости, нельзя унижать его. Если муж уехал в командировку или в путешествие, жене следует проявлять печаль, а по его возвращении – радость. Следует показать, как она соскучилась по мужу: следует чистить его одежду, готовить ему еду.

Если муж умер, жене следует носить траур в течение четырех месяцев и десяти дней. Хотя Шариат и не требует этого, жене следует все домашнее хозяйство по мере сил брать на себя, выполнять домашние работы самой, не возлагая их на мужа. Например: такие работы, как уборка комнат, уборка постели, приготовление еды, стирка белья, приготовление горячей или холодной воды для большого и малого омовений, кормление домашнего скота и т.п.

Если муж не прав жене не следует своей руганью, упреками отталкивать его, с ним следует говорить мягко, вежливо и просить Аллаха, чтобы Он наставил его на путь истины. Если женщина соблюдает указанные этические нормы, то она будет счастливой, даже если на этом свете ей будет трудно, а в загробном мире она будет женщиной, которой будет доволен Всевышний Аллах. Для женщины очень важно, прежде чем выйти замуж, быть бдительной и разумной в выборе мужа. Ей не следует выходить замуж за первого встречного, а необходимо выбрать богобоязненного спутника жизни, который верит в Всевышнего Аллаха и умеет работать как для бренного, так и для вечного миров. Да поможет им в этом Аллах. Аминь!